УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УРОВЕНЬ

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УРОВЕНЬ - совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Наличный У. р. у.- это состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Информация об У. р. у. может быть получена либо путем длительных психолого-педагогических наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. Так, критериально-ориентированное тестирование (см. Тесты критериально-ориентированные) дает возможность, не охватывая всего У. р.у. в целом, установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий, представленных в конкретной учебной и профессиональной деятельности, выявить пробелы в знаниях и указать способы возможной их ликвидации. При анализе У. р.у. необходимо исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л. С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, в к-рой проходили жизнь и деятельность индивида, то усвоением этого содержания предопределен сформировавшийся у него У. р. у. и его умственные действия могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания. Однако своеобразие У. р. у. обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями индивида. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения индивида по отношению к нек-рым апробированным им видам деятельности. По наличному У. р. у. нельзя однозначно определить, сколько времени и усилий понадобилось индивиду для его достижения.

Другие записи

10.06.2016. УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия человека (от математических преобразований до оценки поведения другого человека), выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе…
10.06.2016. УПРАЖНЕНИЕ
УПРАЖНЕНИЕ - повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках к-рой осуществляются все компоненты процесса учения (научения)…
10.06.2016. УПРЯМСТВО
УПРЯМСТВО - особенность поведения (в устойчивых формах - черта характера) как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам,…
10.06.2016. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Понятие У. н. п., введенное И. П. Павловым, рассматривалось им как одно из самостоятельных…
10.06.2016. УРОВЕНЬ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ
УРОВЕНЬ ГРУППОВОГО РАЗВИТИЯ - характеристика сформи-рованности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании. В отличие от зарубежной психологии, где параметрами группообразования являются…