ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

"ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА" - не периодическое издание, выходившее под редакцией Б. А. Лезина с 1907 по 1923 г. в г. Харькове. В первых выпусках сборника разрабатывались преимущественно психологическая поэтика А. А. Потебни, историко-сравнительная поэтика А. Н. Веселовского. Со временем тематика сборников расширялась. Сотрудниками издания были Д. И. Овсянико-Куликовский. а также его ближайшие ученики и последователи. Издание предназначалось для учащейся молодежи, отражало задачи высшей школы, служило целям самообразования. В нем были помещены исследования: "В мастерской художника слова" А. И. Белецкого, "Эвроло-гия или всеобщая теория творчества" П. Энгельмейера, "Народно-эпическое творчество и поэт-художник" К. Тиандера, "Основы поэтики А. А. Потебни" В. Харциева, "Язык как творчество (Психологические и социальные основы творчества речи)", "Происхождение языка" А. Л. Погодина, "Введение в феноменологию творчества" Т. Рай-нова, "О перевоплощении в художественном творчестве" И. Лапшина, "Типическое развитие религиозно-мифологического творчества" Е. Кагарова и др. Важнейшие положения теории и психологии творчества, нашедшие отражение в этом издании, были сформулированы Д. Н. Овсянико-Куликовским: понимание художественного произведения есть повторение процесса творчества. Всякое понимание есть непонимание и предполагает дальнейшую интерпретацию со стороны воспринимающего человека. Мысль не передается, а только возбуждается через слово. Жизнь каждого поэтического сюжета, образа и т. д.- в пользовании ими. Б. А. Лезин, выражая общий замысел всех выпусков "В. т. и п. т.", формулируя программу (задачу, предмет и метод) изучения поэзии, указывал на образ как на ее ос-йову. Понимание (и создание) художественного целого, полагал он, зависит от правильного толкования его единиц - образов, из к-рых оно слагается. Слушатель, воспринимая их, толкует и преобразует свою душевную сферу. Правильное понимание законов поэтического творчества не только способствует интерпретации современного искусства, но и дает возможность заглянуть в глубину его прошлого, предвидеть будущее. Научное и художественное творчество дает человечеству незаменимое сокровище - самопознание. Человек в конечном счете интересуется человеком. По мнению авторов сборника, отражение человека в искусстве более глубокое, чем в религии и даже в науке. Это объясняло преобладающий интерес участников издания "В. т. и п. т." к психологии художественного творчества, теория к-рого была разработана А. А. Потебней.

Другие записи

10.06.2016. ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок,…
10.06.2016. ВОСПОМИНАНИЕ
ВОСПОМИНАНИЕ - извлечение из долговременной памяти (см. Память долговременная) образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. В. может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным,…
10.06.2016. ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. Рецептор) органов чувств. Вместе…
10.06.2016. ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ
ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ - процессы социальной перцепции (см. Перцепция социальная), в к-рых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы или общности. Специфика В. м. по сравнению…
10.06.2016. ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика В. м. по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется…