ВОЗРАСТ (в психологии), ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ВОЗРАСТ (в психологии) - категория, служащая для обозначения временных характеристик- индивидуального развитая. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (см. Детство). Первая попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л. С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал "социальную ситуацию развития", отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одно" возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями (см. Кризисы возрастные). В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый В. характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения к-рых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессионала ная подготовка, создание семьи п др.). С ходом возрастного разам тия связаны и необратимые не и хофизиологические изменения, однако совпадения во времени тесно взаимосвязанных между собой линий физического (физиологического) , психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и др. Хронологические границы психологических В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А. В. Запорожец). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление к-рых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепций В. рассматривается как "суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях" (Б. Г. Ананьев). Необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики подчеркивается в современной советской и зарубежной психологии (В. В. Давыдов, И. С. Кон, П. Бал-тес, О. Брим и др.). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития (см. Уровень группового развития) и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения - границы В. подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В СССР принята следующая периодизация В.: младенчество (от рождения до 1 года); реддошкольное детство (1-3 года);дошкольное детство (3-6 лет);младший школьный возраст (6- 10 лет); подростковый возраст (10- 15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15- 17 лет), второй период (17-21 год);зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35- 60 лет)'; пожилой возраст (60- 75 лет); старческий возраст (75- 90 лет); долгожители (90 лет и выше). В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 20-е годы XX в. складывались концепции развития психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (Л. П. Блонский и др.). В 70-е годы Д. Б. Элькониным была предложена возрастная периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деягельностей: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши). В 80-е годы А. В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, к-рая определяется типом деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (в психологии) - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития (см. Возраст). Характеристика В. о. основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных, этапах онтогенеза. В. о. образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида. В отличие от широко варьирующихся индивидуальных особенностей (см. Дифференциальная психология), возрастные изменения отражают такие преобразования, к-рые происходят в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях. В. о. не проявляются в "чистом виде" и не имеют абсолютного и неизменного характера, они испытывают влияние со стороны культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов. Примером влияния конкретной исторической ситуации на В. о. могут служить различия психологических, личностных качеств у людей разных, даже близких поколений (см. Когортный анализ). Индивидуально-психологические свойства (включая темп развития личности) также могут накладывать весьма существенный отпечаток на В. о. человека. Особое значение имеет учет В. о. в процессе обучения и воспитания. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. С другой стороны, сами возрастные возможности усвоения знаний существенно расширяются в результате оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса.

Другие записи

10.06.2016. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В. п.…
10.06.2016. ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА
ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА-одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются группы дошкольников, младших школьников,…
10.06.2016. ВОЛЮНТАРИЗМ
ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. vo luntas - воля) - идеалистическое течение в психологии и философии, признающее волю особой, надприродной силой, лежащей в Ъсновании психики и бытия в целом. Согласно В., волевые…
10.06.2016. ВОЛЯ
ВОЛЯ ВОЛЯ - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор…
10.06.2016. ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;…