ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ - состояние, возникающее у человека и животных после более или менее длительного аверсивного воздействия, избежать к-рого не удается (в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям предъявляется серия нерешаемых задач, либо в процесс их деятельности вводятся неустранимые помехи). У животных 6.6. проявляется торможейием моторного поведения, ослаблением биологических мотиваций, нарушением способности к обучению новым навыкам, а также появлением разнообразных соматических расстройств (выпадение волос, повышение артериального давления, изъязвление слизистой желудочно-кишечного тракта, снижение общей резистентности организма, в том числе к злокачественным опухолям и т. п.). У человека В. б. проявляется эмоциональными расстройствами (депрессия или невротическая тревога); на этом фоне возможно возникновение психосоматических расстройств. Основной характеристикой В. б. является ее тенденция к генерализации - будучи выработанной в одной конкретной ситуации, она, как правило, распространяется на многие другие, так что субъект перестает предпринимать попытки справиться даже с теми задачами, к-рые поддаются решению. Степень генерализации В. б. зависит от прошлого опыта и психологических установок субъекта. В. б. определяет собой все поведение и вызывает стойкую депрессию прежде всего у тех лиц, к-рые считают, что их неудачи определяются их собственными неисправимыми недостатками (например, дефектами воли или интеллекта), а успехи, если они и случаются, зависят от удачного стечения обстоятельств или от действия других людей, тех лиц, к-рые полагают, что их неудачи относятся не только к данным конкретным обстоятельствам, но и характерны для любых других жизненных ситуаций, причем не только в настоящем, но и в будущем; у индивида, имеющего представление о себе как о субъекте, к-рый не в состоянии справиться с предложенными задачами или жизненными трудностями, тогда как для любого другого человека эти задачи оказались бы вполне разрешимы
ми. Напротив, уверенность, что с задачей не смог бы справиться никто, препятствует развитию у субъекта В. б., а представление о том, что не удается решить задачу только здесь и сейчас, и к тому же не по своей вине, предотвращает генерализацию В. б.

Другие записи

10.06.2016. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (от лат hal iucinatio- бред, видение) - патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, к-рые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы…
10.06.2016. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА (от лат. genera-Its-общий, главный)-феномен, возникающий на начальных этапах выработки условного рефлекса, когда требуемая реакция вызывается не только подкрепляемым стимулом,…
10.06.2016. ГЕНИАЛЬНОСТЬ
ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат. genius - дух)- высший уровень развития способностей - как общих (интеллектуальных), так и специальных (см. Способности', Способности специальные}. О наличии Г. можно говорить лишь…
10.06.2016. ГЕНОТИП
ГЕНОТИП (от греч. genos- происхождение, typos - форма, образец)- генетическая конституция, совокупность генов данного организма, полученная им от родителей. Термин введен в 1903 г. датским биологом…
10.06.2016. ГЕШТАЛЬТ
ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt - образ, форма) - функциональная структура, к-рая по присущим ей| законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин Г. предложен гештальтпсихологией и первоначально…