ЗАБЫВАНИЕ

ЗАБЫВАНИЕ-процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. 3. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп 3. зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. Интерференция} материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т. д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо, 1967), 3. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), долговременная память вечна, а 3. происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря к-рому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти (см. Память долговременная}; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту 3. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов 3. (см. Эффект края}. В советской психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены 3., связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (см. Память; Запоминание}

Другие записи

10.06.2016. ЗАВИСТЬ
ЗАВИСТЬ - проявление мотивации достижения, при к-рой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и пр.) воспринимаются…
10.06.2016. ЗАДАТКИ
ЗАДАТКИ - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным…
10.06.2016. ЗАДАЧА
ЗАДАЧА - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, к-рая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. 3. включает в себя…
10.06.2016. ЗАМЕЩЕНИЕ
ЗАМЕЩЕНИЕ - защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения объекта и защита путем замещения потребности. При 3. объекта те чувства и действия,…
10.06.2016. ЗАПОМИНАНИЕ
ЗАПОМИНАНИЕ - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. 3.- важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность 3. определяется в первую…