ЗАПОМИНАНИЕ

ЗАПОМИНАНИЕ - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. 3.- важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность 3. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов 3. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное 3. В случае непроизвольного 3. человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате 3. носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов (см. Мнемоника}. Вместе с тем зависимость 3. от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования советских психологов (П. И. Зинченко, А. Л. Смирнов), непроизвольное 3. оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному 3. Произвольное 3. является специальным действием, конкретная задача к-рого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств 3., а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида 3. является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного 3. относятся:составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное 3. продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом (см.Обучаемость}. Важную роль среди механизмов 3. играет ^повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего произвольного 3. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является безусловно необходимым для долговременного 3., в частности его роль существенно снижается при 3. жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.

Другие записи

10.06.2016. ЗАРАЖЕНИЕ (в социальной психологии)
ЗАРАЖЕНИЕ (в социальной психологии) - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно…
10.06.2016. ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией 3.…
10.06.2016. ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных…
10.06.2016. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. 3. с. суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его…
10.06.2016. ЗНАК
ЗНАК-предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о 3.- семиотика, возникшая во второй половине XIX - начале XX в., связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса,…