ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ - наибо лее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Оно часто употребляется как синоним понятий "время жизни" и "жизненный цикл", однако их содержание различно. Понятие "время жизни" означает временной интервал между рождением и смертью человека, продолжительность жизни безотносительно к ее содержанию. Термин "жизненный цикл" подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные аспекты развития. Эти циклы могут быть биологическими (последовательные этапы рождения, роста, созревания, старения и смерти-см. Онтогенез); социальными (усвоение, выполнение и, наконец, утрата определенных комплексов трудовых, семейных и прочих социальных ролей); смешанными, биосоциальными (смена возрастных поколений, когорт, где биологические закономерности старения дополняются социальными, в силу к-рых младшие сначала учатся у старших, затем действуют наряду с ними и наконец сменяют их). Кроме индивидуального жизненного цикла, говорят также о циклах семейной жизни (вступление в брак - рождение детей - семья с детьми разного возраста - семья, из которой уже ушли взрослые дети и т. д.), профессиональной карьеры (от выбора профессии до ухода на пенсию) и т. п. Понятие "жизненный цикл" предполагает некоторую замкнутость, завершенность процесса, центр к-рого находится в нем самом, а последовательность стадий жестко детерминирована. Между тем важнейшие этапы человеческого развития непонятны без учета собственных усилий личности и ее взаимодействия с другими людьми и социальными институтами, к-рое не может быть описано в циклических терминах. В отличие от "жизненного цикла" Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. В зависимости от исследовательских задач и стиля мышления естественные и социальные науки по-разному периодизируют Ж. п. Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сензитивных, периодов, когда организм отличается повышенной восприимчивостью к каким-то определенным внешним или внутренним факторам, воздействие к-рых именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения. Социологи говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, к-рым нередко сопутствуют специальные ритуалы (обряды перехода), радикально изменяющие социальное положение, статус или структуру деятельности индивида (поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак и т. п.). Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются существенной и подчас болезненной психической перестройкой, в психологии для описания этих процессов используется особое понятие возрастных или нормативных жизненных кризисов, к-рые признаются статистически нормальными, типичными для данного возраста или стадии Ж. п. (см. Кризисы возрастные). Знание этих критических периодов и нормативных жизненных кризисов имеет важное практическое значение. Ж. п. личности, как и история человечества, представляет собой результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и обстоятельств, к-рые не могут быть описаны лишь в терминах безличных структур и процессов. Жизненные события, представляющие интерес для психотерапевта-биографа, имеют не только объективное значение, но и субъективный личностный смысл, расшифровка к-рого требует специальных источников и методов познания (см. Биографический метод). Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его с: 1) хронологическим возрастом индивида в момент совершения этого события; 2) его когортной принадлежностью; 3) исторической эпохой и календарной датой события; 4) личностным смыслом этого события для субъекта. Хронология и последовательность многих важнейших жизненных событий и социальных переходов (например, возраст физического созревания, время окончания школы, начала трудовой деятельности, вступления в брак и т.д.) зависят от макросоциальных условий.

Другие записи

10.06.2016. ЗАБЫВАНИЕ
ЗАБЫВАНИЕ-процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. 3. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим…
10.06.2016. ЗАВИСТЬ
ЗАВИСТЬ - проявление мотивации достижения, при к-рой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и пр.) воспринимаются…
10.06.2016. ЗАДАТКИ
ЗАДАТКИ - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным…
10.06.2016. ЗАДАЧА
ЗАДАЧА - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, к-рая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. 3. включает в себя…
10.06.2016. ЗАМЕЩЕНИЕ
ЗАМЕЩЕНИЕ - защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения объекта и защита путем замещения потребности. При 3. объекта те чувства и действия,…