ЗНАЧЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ - обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Посредством системы 3. сознанию субъекта предстает образ мира, других людей, самого себя. Индивидуальная система 3., выступая в виде интериоризованных (см. Интериоризация) эталонов, обусловливает познавательные процессы {восприятие, мышление, память и т. д.) и акты социального поведения. Посредством системы 3. осуществляется управление процессами индивидуальной деятельности субъекта. Носителями 3. наряду со структурами естественного языка выступают такие знаковые системы, как схемы, карты, формулы и чертежи, системы символических образов, "язык" искусства (живописи и архитектуры, танца и пантомимы и т. д.). 3. раскрывается как содержание знаков, образов, действий в их устойчивом для индивидов данной культуры социально-нормированном смысле. Представление знания в социально-нормированной форме ведет к его осознанию. Выражая с целью общения индивидуальный опыт (восприятия, мышления, эмоционального переживания и т. п.) в 3., субъект тем самым осознает его. 3. в единстве с личностным смыслом и чувственной тканью образует структуру индивидуального сознания (Л. Н. Леонтьев). Индивидуальная система 3. развивается в ходе онтогенеза. Выделены генетически более ранние формы 3., предшествующие наиболее развитой его форме - понятию (Л. С. Выготский). В них обобщение осуществляется, например, на основе сходства эмоционального тона объектов (см. Эмоции); к ним относятся также "житейские понятия", являющиеся обобщением индивидуального опыта и не входящие в системные связи с другими понятиями. Обобщения, используемые в формах 3. у ребенка, могут не совпадать с общепринятыми. Однако для социального взаимодействия, общения и взаимопонимания необходимо совпадение в предметном отношении формирующихся индивидуальных 3. с социально-принятыми формами. В функциональном плане 3. слова выступает как единство обобщения и общения, интеллектуальной и коммуникативной функций субъекта. 3.- сложное, иерархически организованное образование, состоящее из более дробных компонентов (иногда называемых "семами", "семантическими признаками", "атомами смысла" и др.). Их выделение и выяснение отношений между ними, т. е. смысловой, семантический анализ 3.,- задача экспериментальной психосемантики.

Другие записи

10.06.2016. ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ
ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ - человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Понятие "З. д." введено американским исследователем Г. Салливаном. Существующие определения личностной…
10.06.2016. ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого. Понятие введено Л. С. Выготским, показавшим,…
10.06.2016. ЗООПСИХОЛОГИЯ
ЗООПСИХОЛОГИЯ (от греч. zoon - животное, psyche - душа, logos - учение) - наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического отражения на этом уровне. 3. изучает формирование психических…
10.06.2016. ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ)
ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.…
10.06.2016. ИГРА
ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах…