Местоимение

МЕСТОИМЕНИЕ

- именная часть речи, включающая слова, которые в отличие от других знаменательных слов не обозначают предметов, их признаков, количества или порядка по счету, а лишь указывают на них; могут быть любым членом предложения: мы, твой, каждый, сколько, некоторый.

Правильно:

По значению местоимения бывают: личные (я, он, вы), возвратные (себя, свой), притяжательные (мой, его, ваш, их), указательные (этот, такой, столько), вопросительно-относительные (кто, какой, который, чей), определительные (весь, всякий, каждый, любой), неопределенные (кто-то, какой-нибудь), отрицательные (ничто, некого, никакой).

Личные местоимения 3-го лица в русском языке (он, она, оно, они) имеют вариантные формы - без начального "н" и с ним: вижу его- иду от него; если местоимение используется с простым непроизводным предлогом (без, в, от, до, на, над и т.д.) или с предлогом, образованным от наречия (возле, позади, мимо, напротив и т.д.), то начальное "н" у местоимения есть; в других случаях начальное "н" отсутствует; после сравнительной степени прилагательного или наречия возможны оба варианта: выше его и выше него, старше его и старше него.

Некоторые местоимения имеют близкое, сходное значение, однако отличаются его оттенками: скажем, местоимения всякий, каждый и любой только на первый взгляд обозначают одно и то же, но всякий значит "разный, самый разнообразный, всевозможный" или "какой-либо, какой бы то ни было", это местоимение имеет оттенок обобщения, указывает на предметы без ограничения их определенным кругом; каждый значит "один из всех в данном количественном ряду", "любой из себе подобных, взятый отдельно", а любой имеет особое значение "какой угодно на выбор"; ср.: всякий это знает - каждый это знает - любой это знает. Близки по значению, но различаются в смысловых и стилистических оттенках неопределенные местоимения, скажем: что-то ("неизвестное как для говорящего, так и для слушающего"), кое-что ("неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему"), что-нибудь ("безразлично что, один какой-то неопределенный предмет"), что-либо ("безразлично что, один из любых предметов", книжное слово), нечто (то же, что "что-то", книжное слово).

Местоимение в тексте является сильным средством межфразовой связи (см. Средства межфразовой связи), поэтому важно следить за тем, какие слова в предшествующем (иногда последующем) контексте заменяет то или иное местоимение. Иногда в предложении можно вообще не использовать местоимение - тогда, когда личная форма глагола-сказуемого сама указывает на определенное лицо: "Помню, на одной великой стройке шла борьба за право участвовать в перекрытии реки." (А.Аграновский).

Неправильно:

Основные ошибки при использовании местоимения:

1) неправильное образование местоимения: "В связи с такой ситуацией у "промышленности" сложилось мнение, что "Росвооружение" изрядно наваривает на продаже ихнего оружия, успешно паразитируя на труде производителей."(газ.) - в литературном языке нет притяжательного местоимения ихний, правильно: их оружия;

2) неправильный выбор местоимения - когда значение местоимения не соответствует контексту: "Сборник издан pocket-book-ом, а, следовательно, вещь недорогая и в любых условиях пригодная."(газ.) - местоимение создает в этом предложении логическую ошибку, нарушается закон достаточного основания (см. Алогизм); "Я думаю, каждому не хотелось бы взять в руки какое-нбудь склизлое насекомое." (соч.) - со сказуемым, которое имеет частицу не, нельзя использовать местоимение каждый, потому что у него утвердительное значение, здесь необходимо отрицательное местоимение никому, отметим также неудачный выбор слова склизлый, как следует из общего смысла текста, в этом предложении нужны слова противный, неприятный, отвратительный;

3) неточное использование местоимения - когда местоимение устанавливает "ложные" связи в тексте и делает его непонятным: "В предках семьи Игнатьевых - генерал Преображенского полка при Николае II, министр просвещения России, известные дипломаты. Кстати, один из них добровольно пошел офицером на крейсер "Александр Третий" и погиб под Цусимой."(газ.) - для читателя остается непонятным, кто же стал офицером - генерал? министр? дипломат? "Тогда же я въехал в абсолютно пустой, словно после нейтронной бомбы, город Глина. Именно здесь в 1942 году усташи собрали в православной церкви всех сербов - мужчин и детей - и сожгли их заживо."(газ.) - непонятно, все ли жители были убиты или только мужчины и дети? "В соревнованиях участвовало шесть команд. Они проходили по олимпийской системе: проиграл - выбыл."(газ.) - связь между словами "шесть команд - они" здесь более тесная, сильная, чем "в соревнованиях - они", но именно последний смысл и нужен журналисту.

Бывает и так, что в окружающем контексте у местоимения вообще не оказывается соотносимой единицы - местоименное слово как бы никуда не относится: "За традиционной выпечкой и чайком гостеприимная хозяйка выложила перед журналисткой "Русский альбом" Михаила Игнатьева, англо-американского писателя и богатого человека, живущего в Лондоне. Изданная на английском языке, она являет собой некую "Сагу о Форсайтах", но применительно к семье Игнатьевых." (газ.) - она, конечно же, не "журналистка", не "хозяйка" и не "выпечка", а "Русский альбом", но тогда следует написать он или лучше эта книга.

Иногда местоимение создает в тексте однозначную связь, относится именно к тому слову или словосочетанию, которое имеет в виду пишущий, но установленная связь порождает "ложные" смыслы, делает текст непонятным: "Что касается температуры воздуха и "духоты", то это нам только кажется."(газ.) - если "духота" действительно может нам казаться, то температура не может казаться, она есть, другое дело - какой будет эта температура.

Такие ошибки встречаются часто потому, что в языковой системе у местоимения нет самостоятельного, полнозначного значения, оно становится конкретным только в контексте. И когда мы используем местоимение, надо внимательно посмотреть, какие элементы текста соотносятся - грамматически - с этим местоимением, смысл каких слов или словосочетаний, а иногда и целых фраз оно "втягивает". Основные ошибки неточного употребления местоимения:

1) местоимение относится к большему, чем это необходимо, числу слов в окружающем тексте;

2) в окружающем тексте нет слова или словосочетания, соответствующего местоимению, соотносимого с местоимением;

3) местоимение имеет точное соответствие в контексте, но из-за установленной местоимением связи возникает неточный, искаженный смысл.

Выразительно:

Однако местоимение может быть и выразительным средством. Прежде всего это местоимение в переносном значении (см. Переносное значение); такие местоимения напоминают личные формы глагола в переносном значении (см. Лицо глагола):

1) "мы" в значении "вы"(иногда+"я"): "Мы исстари привыкли прощать "узость" людям искусства. Мы почитаем их преданность делу и в тех случаях, очень нередких, когда ничем, кроме этого своего прямого дела, они не заняты. Но мы еще не научились уважать "узость" людей науки." (А.Аграновский) - местоимение мы помогает передать "коллективное сознание", установить контакт с адресатом;

2) "мы" в значении "я+моя семья":

"Около Алешки присел на корточки давешний мальчик, - кого только что пороли.
- Как зовут?- спросил он. - Алешкой.
- Чей?
- Мы - Бровкины, деревенские."(А.Н.Толстой) - местоимение мы, обращенное одним человеком к самому себе, помогает передать в историческом романе русский колорит, крестьянское "общинное сознание"; к тому же эта форма имеет устаревший и сниженный оттенок;

3) "мы" в значении "ты": в воспоминаниях З.Паперного рассказывается о том, как один начинающий поэт принес свои стихи Б.Л.Пастернаку с очевидным намерением получить одобрение и тот ему сказал: "Да, молодой человек, мы все пишем неважно."- в таком употреблении местоимение передает косвенную оценку (в данном случае - отрицательную, с ироничным оттенком);

4) "он (она)" в значении "я": ""Это удивительно, как умна и как... она мила,"- продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой-то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина."(Л.Н.Толстой);

5) "ты" в значении "я": "Все начинается с нуля. Надо доказать, что ты что-то можешь, тягаться с этими быстрыми, языкастыми, самоуверенными юнцами. "(Д.А.Гранин).

Местоимение также является строительным материалом для различных выразительных конструкций и приемов:

1) именительный темы (см. Именительный темы): "- А как ты полагаешь, допустим, Курчатов или Вавилов, они ничем не жертвовали? (Д.А.Гранин);

2) сегментации (см. Сегментация в 1-м значении): "Вот они, долгожданные твои самураи, - сказал Сомов."(Д.А.Гранин);

3) парадокс (см. Парадокс), который создается необычной сочетаемостью местоимения с другими словами: "Я умер от холеры на берегу реки Прут в Скулянах, месте историческом."(В.П.Катаев);

4) перемещение (см. Перемещение):

"Пока они выбирали цель, мы бродили по Киото.
Нет, не так.
Пока мы бродили по Киото, мне все время казалось, что они выбирают цель. "(Д.А.Гранин);

5) антитеза (см. Антитеза): "Дети путейских женщин должны без симпатии относится к нам, стоящим у окон купированных вагонов. Эти окна для них как телеэкраны (грязноватые, впрочем), за которыми проистекает недоступная, а значит, не раздражающая их жизнь. И они приветливо машут нам руками (все еще машут...), хотя редко кто сообразит махнуть в ответ. Ответное приветствие - это зерно участия. Оно может дать всход, который потревожит утоптанную для своего душевного спокойствия почву... И мы не видим, не слышим, не чувствуем, опасаясь участия в их жизни... Мы не отождествляем себя с ними до той поры, пока нам не придется при случае сойти на разъезде для длительного там проживания, как они не отождествляют свою жизнь с нашей до того случая, когда, попав в поезд, они встанут у окна комфортабельного вагона, чтобы, немедленно забыв о недавнем прошлом жизни, безучастно смотреть на чужих детей, приветливо машущих им руками...

Мы в одном поезде. И дети эти - наши, и женщины, что таскают рельсы, кладут асфальт, месят бетон, а потом с ведром завезенной в магазин по случаю тюльки идут в жилье, которое за их жизнь не вырастет в понятие дом,- тоже наши." (Ю.Рост).

Выразительным может быть даже отсутствие местоимения, что придает речи динамичность, ускоряет ее темп и вносит оттенок разговорности:

"Приехали в село к вечеру. Сергей ни с кем не посвиданькался... Не пошел со всеми вместе - отделился, пошел один. Домой."(В.М.Шукшин).

Другие записи

10.06.2016. Модальность
МОДАЛЬНОСТЬ - выражение отношения говорящего к сообщаемому, которое выражается в речи с помощью особых языковых средств.     Модальность бывает - объективная и субъективная.     Объективная модальность…
10.06.2016. Обращение
ОБРАЩЕНИЕ — наименование лица или — в случае олицетворения — неодушевленного предмета или явления, к которому обращено высказывание; ср.: Петя, что ты завтра делаешь? Петя, возвращайся скорей! Ветер, ветер,…
10.06.2016. Односоставное предложение
ОДНОСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ — конструктивно-синтаксический тип предложения, содержащий один независимый главный член; ср.: Тишина; Светает; На улице никого нет. Односоставные предложения противопоставляются…
10.06.2016. Определённо-личное предложение
ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ — разновидность односоставных предложений, содержащих спрягаемые формы глагола 1-го или 2-го лица, соотнесенные с конкретными лицами — говорящим и слушающим, но подлежащее…
10.06.2016. Метафора
МЕТАФОРА (греч. metaphora - перенос) 1. Один из видов переносного значения многозначного слова на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: вкусное яблоко - глазное яблоко,…