Модальность

МОДАЛЬНОСТЬ

- выражение отношения говорящего к сообщаемому, которое выражается в речи с помощью особых языковых средств.
    
Модальность бывает - объективная и субъективная.
    
Объективная модальность - это оценка отношения сообщаемого к объективной действительности. Содержание высказываемого может мыслиться как реальное или нереальное, возможное или невозможное, необходимое или вероятное, желательное или нежелательное и т.д. Такая модальность выражается грамматическими и лексическими средствами (формы наклонений, модальные слова и частицы, интонация): "Слава - змея. Да не коснется никогда меня ее укус." (В.В.Розанов) - с помощью формы наклонения (в первом предложении - изъявительное, во втором - повелительное) и интонации в первом предложении сообщается о реальном факте, а во втором - о желательном.
    
Субъективная модальность - это оценка говорящим описываемых фактов (уверенность или неуверенность, согласие или несогласие, положительная или отрицательная оценка). Такая модальность выражается лексическими и грамматическими средствами (оценочная лексика, лексические повторы, модальные слова и частицы, вводные конструкции, междометия, порядок слов, интонация), а также композиционными приемами (см. Композиция): "Он любил литературу, только ее. Самого себя - тоже только во имя ее. Воистину, он свято исполнил заветы, данные самому себе в годы юношества: "не люби, не сочувствуй, сам лишь себя обожай беспредельно" и - "поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно". Это бесцельное искусство было его идолом, в жертву которому он принес несколько живых людей, и, надо это признать, - самого себя. Литература ему представлялась безжалостным божеством, вечно требующим крови. Она для него олицетворялась в учебнике истории литературы. Такому научному кирпичу он способен был поклоняться, как священному камню, олицетворению Митры." (В.Ф.Ходасевич) - в этом тексте один поэт не просто описывает другого поэта, он его оценивает со своей точки зрения; в этом фрагменте много оценочной лексики (свято исполнить заветы, во имя, безжалостное божество, бесцельное искуство, поклоняться, научный кирпич, священный камень), лексических и синтаксических повторов, вводных слов (воистину, надо это признать), в первых двух предложениях субъективная модальность выражается и синтаксическими особенностями (неполнотой и необычным порядком слов).
    
Невнимательное отношение к языковым и комопзиционным средствам, которые выражают субъективную модальность, могут привести к тому, что в тексте независимо от воли автора появится произвольная оценка описываемых фактов.

Другие записи

10.06.2016. Художественная речь
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ  - одна из функциональных разновидностей книжной речи (см. Функциональные разновидности речи), которая обслуживает область эстетического - особого способа познания мира, отражения…
10.06.2016. Адвербиализация
АДВЕРБИАЛИЗАЦИЯ(от лат. adverbium — 'наречие')— переход словоформ различных частей речи в класс наречий без использования специальных словообразовательных аффиксов. Адвербиализация возможна у словоформ,…