Данные логического, символьного и строкового типа.

Данные логического типа в Turbo Pascal

Логический тип переменных называется булевым. Он основан на ма-

тематической логике, в которой применяются две константы: 1 (ис-

тина) и 0 (ложь). В языке Turbo Pascal тоже есть две логические

константы: TRUE (истина) и FALSE (ложь). Их можно использовать в

явном виде или обозначать именем в разделе CONST, например:

const

T=true;

F=false;

L=true;

Логическая переменная тоже может принимать два значения TRUE и

FALSE. Описание логической переменной имеет тип BOOLEAN, например:

var L,A,C:boolean;

В разделе операторов логическому типу переменной можно присвоить

значение логической константы, например:

L1:=true; L2:=false; L3:=L1;

В языке Turbo Pascal для сравнения переменных, принимающих чис-

ленные значения, существуют следующие операции отношений:

 

< меньше,

<= меньше или равно,

= равно,

<> не равно,

> больше,

>= больше или равно.

 

Операции с данными логического типа

 

В языке Turbo Pascal есть логические операции:

OR - логическое ИЛИ (логическое сложение - дизъюнкция).

AND - логическое И (логическое умножение - конъюнкция).

NOT - логическое отрицание НЕ.

 

Пример программы с использованием логических операций.

Задача. Дополните программу вычисления площади треугольника по

формуле Герона исследованием существования треугольника, если

заданы его три стороны.

 

program tangle;

var a,b,c,p,S,Q:real;

begin

writeln('Вычислите площадь треугольника по трем сторонам');

writeln('и проведите его анализ.');

writeln('Введите стороны треугольника a,b,c:');

read(a,b,c);

p:=(a+b+c)/2;

S:=sqrt(abs(p*(p-a)*(p-b)*(p-c)));

if (a>=(b+c)) or (b>=(a+c)) or (c>=(a+b))

then writeln('Треугольник не существует.')

else if (a=b) and (b=c)

then writeln('Треугольник равносторонний, его площадь S=',s)

else if (a=b) or (b=c) or (a=c)

then writeln('Треугольник равнобедренный, его площадь S=',s)

else writeln('Треугольник разносторонний, его площадь S=',s);

if (a*a=(b*b+c*c)) or (b*b=(a*a+c*c)) or (c*c=(a*a+b*b))

then writeln('Треугольник прямоугольный.');

writeln('Для выхода из программы введите число 1.');

readln(Q);

end.

 

Данные символьного типа в Turbo Pascal

Язык TP может обрабатывать не только числа, но и символы. Это

даёт возможность представлять в программах тексты и выполнять над

ними некоторые операции, обрабатывать различные ведомости, доку-

менты, справочники и т.д.

Значениями символьного типа является всё множество символов ПК.

Каждому символу приписывается целое число в диапазоне 0...255.

Это число служит кодом внутреннего представления символов. Для

кодировки используется код ASCII (Американский стандартный код

для обмена информацией).

Символьная константа (литера) - это символ, заключенный в апост-

рофы, например: 'A', 'R', '+', '7'. Внешние апострофы являются

признаком символьной константы, которая занимает 1 байт памяти.

Символьную константу можно обозначить именем и задать в разделе

констант, например:

Const

sim='A';

A='B';

S='+';

D1='T';

Символьная переменная принимает значение одного символа. В раз-

деле переменных она обозначается описателем CHAR (символьный тип),

например:

Var

B1,B2,R:CHAR;

BUKVA:CHAR;

Допускается использование символьных данных в операторе присваи-

вания, например: BUKVA:='A'; R:='*'; B1:='S';

Операции. Так как символы языка упорядочены, то к символьным

данным применимы операции отношений (сравнений): <,<=,=,<>,>,>=.

Поэтому 'A'<'B'; '+'<'-'; '*'<'4'. Результатом операции сравнения

является логическая константа TRUE (истина) или FALSE (ложь).

К символьным данным можно применять встроенные функции:

ORD(X)-определяет порядковый номер символа X, например ORD('R')=82.

CHR(X)-определяет символ, стоящий по порядковому номеру Х, напри-

мер: CHR(68)='D';

PRED(X)-определяет предыдущий символ по отношению к Х, например:

PRED('N')='M';

SUCC(X)-определяет последующий символ по отношению к Х, например:

SUCC('R')='S'.

 

Пример программы вывода на экран символов (букв) от A до Z:

 

program Simbol; {Данные символьного типа}

uses crt;

var i:Char;

begin

clrscr;

writeln('Вывод на экран букв от A до Z:');

for i:='A' to 'Z' do

write(' ',i);

writeln;

writeln('Выход-любая клавиша.');

readkey;

end.

 

Строковые данные

Строковые данные - это последовательность символов произвольной

длины (до 255 символов). Размер строки указывают в квадратных

скобках, но если размер не указан, то он считается равным 255.

Строковые данные задаются описателем string. Пример строковой пе-

ременной:

var

str1: string[80];

str2: string;

 

Строковая константа:

const

January: string[10]='Январь';

 

Для строковых данных применимы операции объединения (конкатена-

ции) и сравнения.

Пример: Объединение двух строк.

program ObStr;

var

str, str1, str2: string[80];

begin

....

str1:='Turbo';

str2:='Pascal';

str:=str1+str2; {В переменной str - 'Turbo Pascal'}

....

end.

 

Пример программы, позволяющей соединить два слова в одно:

 

program Stroka1; {Строковые переменные}

uses crt;

var x,y,z:string[255];

begin

clrscr;

writeln('Программа, объединяющая два слова в одно.');

writeln('Введите 1-е слово:');

readln(x);

writeln('Введите 2-е слово:');

readln(y);

z:=x+y;

writeln(z);

writeln('Выход-любая клавиша.');

readkey;

end.

Другие записи

10.06.2016. Библиотеки (модули) CRT и Graph в Turbo Pascal.
Библиотека (модуль) CRT в Turbo Pascal.   Библиотека CRT позволяет менять цвета и яркость экрана, производить его очистку, управлять звуковым генератором компьютера. Подключение модуля CRT производится…
10.06.2016. Работа с файлами в Turbo Pascal. Численные методы и связанные с ними задачи.
Работа с файлами в Turbo Pascal При работе с файлами в TP используются следующие процедуры: assign(var F; name: string); - устанавливает соответствие между файлом и файловой переменной, окрывает…
10.06.2016. Основы программирования на QBasic
Среда программирования QBasic. Бейсик (Basic) - диалоговый учебный язык программирования для персональных компьютеров. На современных компьютерах используется следующие версии Basic: GWBasic, QBasic…
10.06.2016. МАССИВЫ
С понятием "массив" приходится сталкиваться при решении науч- но-технических и экономических задач обработки совокупностей большого количества значений. Массив - это множество однотипных элементов,…
10.06.2016. Основы программирования в среде Visual Basic 3.0.
Среда программирования Visual Basic (VB) используется для созда- ния программ, работающих в Windows. Версии VB 1.0-3.0 работают в Windows 3.1, VB 4.0-6.0 в Windows 95. В основе VB лежат идеи объектно-ориентированного…