Нептун

В начале прошлого века было замечено, что Уран неточно следует рассчитанной орбите. До этого времени законы механики Ньютона позволяли вычислять орбиты и положения планет и их спутников с беспримерной точностью. Но эта новая планета, казалось, не подчинялась общим правилам. Может быть, законы классической механики просто не действуют на таких больших расстояниях от Солнца?

Убежденность некоторых ученых в непогрешимости законов Ньютона поколебалась. Однако два астронома, Джон Кауч Адамс в Англии и Урбен Жан Жозеф Леверье во Франции, независимо .друг от друга пришли к выводу, что небольшое отклонение Урана от ранее вычисленной орбиты, по-видимому, вызвано гравитационным притяжением со стороны неизвестной далекой планеты. Они рассчитали предполагаемое местоположение этой планеты. 23 сентября 1846 г. немецкий астроном Галле из Берлинской обсерватории получил от Леверье письмо с указанием места, где должна была находиться неизвестная планета. В ту же ночь Галле увидел Нептун, восьмую от Солнца планету, находящуюся на расстоянии менее 1° от предсказанного местоположения.Нептун был открыт буквально при помощи карандаша и бумаги. Это открытие еще раз подтвердило, что классическая механика и законы Ньютона столь универсальны, что позволяют предсказывать существование неоткрытых планет.

Рис.2. Облачный покров Нептуна (снимок с аппарата Voyager 2)

Во многих отношениях Уран и Нептун «близнецы».Они примерно одного размера, имеют примерно одинаковые массу и плотность, химический состав и структура недр у них также, по-видимому, приблизительно одинаковы. Но Нептун так невероятно далек, что о нем мало что известно. Наблюдение Нептуна с Земли можно уподобить изучению монеты в 10 копеек с расстояния в километр.

Рис.2. Большое Темное Пятно Нептуна (снимок с аппарата Voyager 2)

Вокруг Нептуна обращаются два спутника, один из которых чрезвычайно велик. Это Тритон - самый большой спутник в Солнечной системе. Диаметр Тритона - 6000 км.Для сравнения напомним, что диаметр Меркурия - 4880 км, а поперечник нашей собственной Луны - всего только 3476 км.

Рис.3. Тритон (мозаика снимков с аппарата Voyager 2)

Тритон необычен. Он является одним из редких спутников, которые движутся вокруг своей планеты в обратном направлении. У другого спутника Нептуна, Нереиды, также необычная орбита: это самая вытянутая эллиптическая орбита среди орбит всех спутников в Солнечной системе. Эти особенности наводят на мысль, что в далеком прошлом с Нептуном могло случиться что-то необычайное. Данное мнение подкрепляется также изучением Плутона, девятой, самой далекой от Солнца планеты Солнечной системы.

Масса (1024кг)