Венера - общие сведения

Венера часто бывает одним из самых ярких объектов на небе. В максимуме блеска Венера в десять раз ярче Сириуса - самой яркой из видимых звезд. Только Солнце и Луна способны затмить эту планету.

Яркость Венеры объясняется тем, что она полностью окружена сверкающими желтовато-белыми облаками и расположена близко к Солнцу. Находясь от него на расстоянии всего 108 млн. км, Венера получает в два раза больше солнечного света, чем Земля. Толстое покрывало из облаков отражает большую часть падающего на планету солнечного света, делая ее одним из самых великолепных объектов на небе.

Рис.2. Орбита Венеры

Поскольку Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, ее можно увидеть только на западе после захода Солнца (как так называемую вечернюю звезду) или на востоке до восхода Солнца (как утреннюю звезду). Подобную картину мы наблюдаем и с Меркурием. Но поскольку орбита Венеры в два раза больше орбиты Меркурия, Венера может появляться гораздо дальше от Солнца, что облегчает ее наблюдение. Как показано на рис.2, Венеру можно видеть на небе на расстоянии вплоть до 47° от Солнца. Иначе говоря, Венера может восходить за 3 ч до восхода Солнца и заходить через 3 ч после его захода. В это время планету без особого труда удается наблюдать с Земли. И если Меркурий никогда даже мельком не видели многие астрономы-профессионалы, то Венеру посчастливилось наблюдать множеству людей во всем мире, которые получили тем самым возможность хотя бы просто восхититься одним из великолепнейших небесных объектов.

Венере суждено было сыграть решающую роль в истории астрономии. В начале XVII века Галилео Галилей услышал толки об исключительном изобретении, состоящем из линз, смонтированных на концах полой трубы. Удаленные предметы, рассматриваемые через это приспособление, казались расположенными ближе и увеличивались в размере. Галилей сразу же приступил к сооружению такого приспособления.

Галилей не изобрел телескоп. Он просто первым направил его на небо. Его наблюдения - впервые более чем за тысячу лет, в течение которых взор человека обращался к небесам, - привели к новым неожиданным откровениям о Вселенной. Галилей обнаружил кратеры на Луне, пятна на Солнце и четыре спутника Юпитера. Он обнаружил также, что у Венеры, как и у Луны, меняются фазы.

Рис.3. Фазы Венеры

Наблюдая Венеру в течение многих месяцев, Галилей заметил, что фазы Венеры связаны с ее кажущимся размером, видимым в телескоп. Когда планета находится в серповидной фазе, она выглядит очень большой. А месяц спустя, когда Венера освещена более чем наполовину, ее диск кажется совсем маленьким. Как видно из рис.3, зависимость между размером и фазой Венеры ясно показывает, что планета движется вокруг Солнца. Впервые на основе наблюдений были получены доказательства того, что "еретические суждения" Коперника и Кеплера в конечном счете могут быть верны. Действительно, Солнце, а не Земля находится в центре Вселенной. За подобные "богохульства" инквизиция судила Галилея и признала его виновным.

B течение последующих столетий выяснилось, что Венера и Земля в некоторых отношениях удивительно похожи. Обе планеты имеют приблизительно один и тот же размер, близкие массы и примерно одинаковые среднюю плотность и ускорение силы тяжести на поверхности. Даже атмосфера есть у обеих планет. Явное отличие состоит лишь в том, что у Земли есть Луна, а у Венеры спутников нет. Кроме того, Венера постоянно и полностью покрыта облаками, а Земля - только частично. С тех пор повелось считать Венеру и Землю планетами-сестрами; кое-кто даже говорил о возможности существования богатой растительности под облаками Венеры. Ничего не могло быть дальше от истины: поверхность Венеры - клокочущий ад, более раскаленный и жуткий, чем опаленные Солнцем кратеры Меркурия.

До последнего времени мало что было известно о Меркурии, поскольку эта крошечная планета так близка к Солнцу, что ее трудно наблюдать с Земли. Но и Венера - хотя она находится дальше от Солнца и поэтому ее легко наблюдать с Земли - оставалась окруженной тайной. Наземные наблюдатели могут видеть только сверкающие верхушки облаков.

Первая попытка проникнуть в толстый облачный покров Венеры была предпринята в начале 1960-х годов. Ученые США и Советского Союза использовали для радиолокации Венеры антенны, предназначенные для слежения за спутниками. Радиоволны легко проникли через облака и отразились от поверхности планеты. Анализ отраженного радиосигнала показал, что Венера очень медленно вращается вокруг своей оси с востока на запад (т.е. в обратном направлении), делая один оборот за 243 дня. Другими словами, Солнце на Венере восходит на западе, а заходит на востоке. Период вращения Венеры вокруг оси измеряется относительно звезд. Каждые 243 дня наблюдатель, находящийся на Венере, должен был бы увидеть на небе одну и ту же конфигурацию звезд. Однако за это время Венера проходит значительное расстояние по орбите. За 243 дня, когда одни и те же звезды вновь оказываются видимыми в тех же положениях, наблюдатель на Венере мог бы увидеть пару восходов и заходов Солнца. Таким образом, для наблюдателя на поверхности Венеры между двумя последовательными моментами, когда Солнце находится в зените, протекает 116,8 земных суток (это и есть "венерианский день").

Каждые 584 дня Венера проходит между Землей и Солнцем. Однако на самом деле Венера очень редко проецируется на солнечный диск (так называемое прохождение), так как орбита Венеры несколько наклонна к орбите Земли. Последнее прохождение Венеры произошло в 1882 г., следующее предстоит 8 июня 2004 г.; следовательно, на протяжении всего двадцатого столетия не было ни одного прохождения. Тем не менее с Земли можно видеть, как Венера проходит чуть севернее или чуть южнее Солнца каждые 584 дня. Такое прохождение, когда к наземному наблюдателю обращена ночная сторона Венеры, называется "нижним соединением".

Интересно заметить, что 584 дня точно составляют 116,8 дня, взятых 5 раз. Иными словами, время между последовательными нижними соединениями точно равно 5 венерианским суткам. Поскольку между нижними соединениями протекает точно 5 венерианских суток, к Земле обращена всегда одна и та же ночная сторона Венеры. Следовательно, обратное вращение Венеры удивительным образом связано с обращением Земли вокруг Солнца. Если бы наш взгляд мог проникнуть сквозь облака Венеры, мы видели бы один и тот же ночной ландшафт каждый раз, когда Венера проходила бы междy Землей и Солнцем. Еще один удивительный резонанс в Солнечной системе!

Эта связь вращения Венеры вокруг оси с обращением Земли вокруг Солнца была обнаружена с помощью радиолокации. Хотя облачный покров Венеры препятствует оптическим наблюдениям ее поверхности, радиоволны свободно проникают через толстую атмосферу и отражаются от поверхности планеты. Анализируя отраженный от Венеры сигнал, Ричард М. Гольдстейн сумел установить существование нескольких больших кратеров на ее поверхности. Абсолютно при всех нижних соединениях, когда Венера находится ближе всего к Земле, перед радиолокаторами предстают одни и те же кратеры.

Так как Венера всегда находится под облачным покровом, то подробные сведения о ней можно было получить только при помощи космических аппаратов. Поэтому Венера стала одним из первых объектов исследований, предусмотренных советской и американской космическими программами. Действительно, к Венере было направлено почти столько же космических аппаратов, как к Марсу.

Масса (1024кг)