Этнография

ЭТНОГРАФИЯ - историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру. Термин (от др.-греч."этнос" - народ,"графо"-пишу) означает народоведение. Э. тесно связана с археологией, антропологией, географией и языкознанием. Она занимается непосредственными наблюдениями и изучением быта и нравов народов земного шара, их расселения и культурно-исторических взаимоотношений. За рубежом Э. делится на описательную (собственно Э.) и теоретическую (этнология) . Она, как правило, включается в общую систему наук о человеке - антропологию, которая состоит из доистории (первобытная археология), физической антропологии, социальной антропологии, этнологии, фольклора, лингвистики и археологии.

Э. как самостоятельная наука выделилась в сер. XIX в., но ее данные задолго до этого использовались в исторических исследованиях. Этнографические сведения содержатся в фольклоре, в древнейших письменных источниках. Так, уже в надписях на гробницах Древнего царства в Египте сообщаются сведения о жителях соседних стран-Нубии, Сирии, Палестины, Аравии. В трудах Геродота описываются многие народы, характеризуются их обычаи, верования, нравы, основные занятия. Этнографические сведения содержатся и в древнейшем памятнике рус. письменности - Повести временных лет. Сведения этнографического характера содержатся в местных летописях, "Слове о полку Игореве", "Хождении за три моря" Афанасия Никитина, ясачных книгах, "Книге Большому чертежу" и т. д.

Первая русская этнографическая монография была написана в 1715 г. Новицким. Она была опубликована лишь в конце XIX в., хотя собранные Новицким материалы еще в начале XVIII в. вошли в науку. Выдающуюся роль в развитии Э. сыграл видный историк и известный политический деятель XVIII в. В. Н. Татищев. Он требовал точности и такта в беседах с населением, отмечал необходимость критически относиться к полученной информации.

Э. в школе. Готовясь к экспедиции и экскурсии, необходимо четко определить, что учащиеся должны делать, какой фактический материал они должны собрать. При распределении заданий следует учитывать интересы и склонности учащихся. Напр., девочки охотно берут темы "Домашняя обстановка и внутреннее убранство квартир", "Продукты питания и национальные блюда", "Предметы одежды, обуви, украшений", а мальчики - "Жилые и хозяйственные постройки", "Орудия труда и охоты" и др.

Опрос населения нельзя проводить беспорядочно. Сначала необходимо подобрать информаторов из местных жителей. С этой целью обычно обращаются в местные общественные организации, к работникам школ и других учреждений. Беседу с информатором рекомендуется начинать с объяснения целей и задач, которые ставят перед собой участники экспедиции или экскурсии. Необходимо стремиться к тому, чтобы беседа носила непринужденный характер и не превращалась в допрос. Во время беседы лучше всего воспользоваться вопросником. Это делается для того, чтобы не упустить главное, не отклониться от интересующей темы. Однако не обязательно задавать вопросы в той последовательности, в какой они составлены. Важно не оставить ни одного вопроса без ответа. Материалы, которые собираются, фиксируются в полевых тетрадях. На первой странице записываются тема поисковой работы, фамилия и имя школьника, а также класс, который он окончил, время работы экспедиции или проведения экскурсии.

Записи в полевой тетради ведутся на одной стороне листа, причем запись каждой новой беседы с информатором начинается с новой страницы. Их надо делать разборчивым почерком. Если этого нельзя сделать во время беседы, то сразу после нее все записи должны быть перепечатаны, поправлены, а все сокращения расшифрованы. Любые исправления, дополнения и уточнения делаются в полевой тетради только ее владельцем и только во время полевых работ. Всякого рода добавления и приписки, сделанные другими лицами или после окончания полевых работ, считаются грубейшим нарушением правил ведения полевых документов. Все листы нумеруются, и в конце тетради ставится их количество.

Другие записи

10.06.2016. Ювелирное искусство
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - мастера-ювелиры древности жили и трудились в тесном общении с окружающим их миром и в своих работах воспроизводили то, что было для них знакомым, привычным, то, что входило в их…
10.06.2016. Урановые провинции и появление человека
УРАНОВЫЕ ПРОВИНЦИИ - большие скопления урановых руд в Ю. Африке. Это самые богатые на земном шаре месторождения урана. Особенно выделяется месторождение Витватерсранд в Ю. Африке. В африканских урановых…
10.06.2016. Урукагина
УРУКАГИНА - в 1878 г. в Лагаше, шумерском городе, фр. археологи нашли любопытный клинописный документ, написанный в 2400 г. до н.э. В нем рассказывается, что до этого времени по всей стране, "начиная…
10.06.2016. Украшения доисторические
Прически охотников Восточной Африки. XIX в.   УКРАШЕНИЯ ДОИСТОРИЧЕСКИЕ - в палеолите, судя по раскопкам, чаще всего изображались обнаженные женщины. Статуэтки обнаженных женщин - символ древнего…
10.06.2016. Урал и Древний Восток (связи между ними)
  УРАЛ И ДРЕВНИЙ ВОСТОК - связи между ними прослежены еще в мезолите. В IX тыс. до н. э. население с Ю. Прикаспия принесло культуру геометрических микролитов на Ю. Урал (янгельская культура). В…