Каменная архитектура на Руси

КАМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА НА РУСИ - большое каменное строительство началось на Руси, как и на большей части территории Европы, в Х в. В архитектуре первых каменных храмов сказывалось влияние Византии, но с самого начала ярко проявились самобытные черты рус. зодчества. Так, в основе киевской Софии лежит византийский пятинефный принцип, но в то же время храм отличался своеобразием: имел 13 куполов над сводами. Эта многоглавость не встречается в византийских храмах, но зато очень типична для рус. деревянного зодчества. Рус. храмы органически вписываются в окружающий ландшафт- это характерная черта рус. каменного зодчества с самого начала его возникновения. Мае-, тера умело выбирали места для храмов по берегам рек, озер, на возвышениях, чтобы они были как бы маяками для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересекаемый мягкими очертаниями холмов, рус. церкви вписывались как необходимый завершающий вертикальный акцент среди волнистых линий. Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, им свойственна компактная пластичность, округленность форм. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое.

В XII в. утвердился тип крестово-купольного храма: 6-или 4-столпный, одноглавый, со шлемовидной главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны. Стены расчленены лопатками (пилястрами) на 3 или 4 части-соответственно разделению внутреннего пространства. Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода - закомарами. Закругленные апсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают всякую угловатость: храм выглядит почти скульптурно. Рано складываются на Руси определенные архитектурные школы: киевская, новгородская, псковская, владимирская и др. Особенностью, напр., псковской и новгородской архитектуры было то, что здесь строили крупные здания не из кирпича, а из естественного камня. Во Владимире же широко применялся белый тесаный .известняк. Редчайшим памятником владимирской архитектуры XII в. являются Золотые ворота Владимира, сохранившиеся до наших дней. К воротам примыкали с обеих сторон высокие земляные валы, остатки которых также сохранились. Стройность силуэта, изящество плавно изогнутых линий, строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера - все это характерные особенности архитектурного стиля рус. зодчества X-XII вв.

В конце XII в. начинается новый этап развития рус. архитектуры, прерванный татаро-монгольским вторжением. В этот период большее внимание уделяется внешней стороне зданий. Если в предшествующее время даже такие значимые храмы, как новгородская София, были выложены простым необработанным камнем без каких-либо особых украшений, то теперь почти повсеместно основное внимание уделяется наружным формам - экстерьеру. В этом особенность нового архитектурного направления. Для него также характерны стройная пирамидальность силуэта здания и чрезвычайно богатая декоративная Разработка фасадов. Динамическая вертикальная устремленность композиции, прида-вавшая архитектурному образу рус. церкви характер храма-монумента, проявлялась во всех рус. архитектурных школах того времени и свидетельствовала о переосмыслении византийской системы. Дальнейшему его развитию помешало нашествие. На большей части страны каменное строительство надолго прекращается. Ценнейшие памятники архитектуры разрушаются. Однако древние традиции К. а. н. Р. сохраняются и в это время.

С превращением Москвы в столицу государства особенно оживленное строительство идет в Московском Кремле. В 1475- 1479 г. возводится Успенский собор - здание, близкое по стилю владимирской архитектуре, с характерными для нее узкими щелевидными окнами, куполамишлемами, строгими белокаменными стенами с аркатурным поясом. В 1484-1490 г. неподалеку от Успенского собора строится Благовещенский собор, а в 1505-1509 г.- Архангельский. Удивителен архитектурный памятник этого времени Грановитая палата - квадратное одностолпное в плане строение с замечательной фресковой живописью. В 1485 г, начинается сооружение стен но-вого Кремля. В центре Кремля высится Иван Великий-церковь-столп со звонницей на-верху.

Нового расцвета достигает рус. архитектура в XVI в. Именно в это время создаются такие выдающиеся памятники, как храм Вознесения в с. Коломенском (1532), Покровский собор на Красной площади, Смоленская крепость. Зарайский кремль и др. Строительство их велось довольно быстро. Напр., Зарайский кремль, и сейчас поражающий своей мощью, был построен всего за 3 года. В 1528 г. началось строительство крепости, а уже в 1531 г, был сооружен не только Кремль, но и окружавшие его мощные валы и рвы.

Другие записи

10.06.2016. Древнерусское искусство
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство Древней Руси. Дохристианское мировоззрение можно представить по рус. народным сказкам. Изображения богов и богинь в то время большей частью делались из дерева и до…
10.06.2016. Дух Тамерлана
ДУХ ТАМЕРЛАНА - археологическая легенда. Тамерлан (Тимур, Тимурленг, 1336- 1405)-среднеазиатский полководец. Захватил власть в Мавераннахре (область между Амударьей и Сырдарьей с городами Самарканд,…
10.06.2016. Ж, З (понятия и термины на "Ж" и "З")
ЖИВОПИСЬ НАСКАЛЬНАЯ - рисунки первобытного человека на природных каменных поверхностях пещер, навесов, скал, крупных камней, сделанные минеральной краской. Первые рисунки Ж. н. датируются началом позднего…
10.06.2016. Жилища доисторические
Жилища доисторические Шалаш из Терра Аматы (юг Франции у Ниццы). Жилище сооружено 380 тыс. лет назад. ЖИЛИЩА ДОИСТОРИЧЕСКИЕ - уже высшие человекообразные обезьяны устраивают…
10.06.2016. Жилищные площадки
ЖИЛИЩНЫЕ ПЛОЩАДКИ - обитаемые горизонты, следы кратковременного обитания человека. Следы жилища могут быть представлены углублениями в земле, остатками стен, кольцом камней, находящихся в основании…