Неолитическая революция

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет сейчас все человечество. Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в Х-VIII тыс. до н. э. в горах Загроса, Анатолии, в Ю.-З. Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, "изобретенный" в мезолите- неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке - коза, овца, корова, бык, свинья, - только эти животные разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно маслом и сыром). Н. р. называл этот грандиозный переворот в истории человечества англ. ученый Г. Чайлд. Другие называют этот переворот аграрной революцией, третьи - становлением производящего хозяйства. Но не в названии дело. Важно, что после почти 3 млн. лет неустойчивого существования за счет охоты и собирательства человек перешел к сельскому хозяйству. История сельского хозяйства начинается где-то ок. Х тыс. до н. э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир. Зави-Чеми Шанидар в Ираке ок. 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и злаковые.

Толчком к переходу, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Именно в это время на с. Европы стал быстро таять ледник, а здесь - в горах между Ю. Прикаспием и Закавказьем - стали выгорать травы. Пищи для скота стало мало. Часть его уходила на с. вдоль Каспия, другая часть сосредоточивалась вокруг источников, в "оазисах" (Иерихон) , третья бродила в истощении вокруг стоянки человека, питаясь его объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к появлению цивилизации.

Цивилизация могла появиться только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов, сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке довольно рано, говорят многие археологические данные, прежде всего монументальные сооружения. В Ю- Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н. э. Подсчеты показывают, что на строительство одной только платформы одного из храмов У рука 1500 человек должны были трудиться 5 лет,- для этой стройки было затрачено 1700 тыс. человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна, по подсчетам В. М. Массона, составляло 150-180 человек. Норма расходования зерна в год в В. Европе- 16 кг в месяц, в Шумере в III тыс. до н. э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине - 18 кг. Исходя из этих норм можно легко подсчитать, что, для того чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна при самых примитивных орудиях каменного века можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году. По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, за- . тратив всего 1760 человеко-дней, т. е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было всего за 10 дней, если в работе приметучастие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней. При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, то остальные 335 дней его мож-' но было заставить работать на строительстве храмов, дворцов и т. п. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота. Владелец стад мог заставить на • себя работать неимущих.

Другие записи

10.06.2016. Ниша экологическая
НИША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ - положение вида растений или животных в биоценозе, определяемое его взаимоотношениями с другими членами сообщества и приспособленностью к данным условиям среды. Законы биологии говорят,…
10.06.2016. Нож-пила
НОЖ-ПИЛА - оружие австралийских аборигенов. У австралийцев до недавнего времени сохранились два очень широко известных орудия с вкладышами. Их и сейчас можно еще встретить где-нибудь в глухих районах…
10.06.2016. Мифы
МИФЫ (от др.-греч. "мифос" - предание, сказание) - рассказы, излагающие в связной форме представления древнего человека о мироздании и его происхождении. М. у первобытных народов тесно связаны с обрядами. Напр.,…
10.06.2016. Музей
МУЗЕЙ (от др.-греч. "муза") - учреждение, занимающееся собиранием,хранением и выставкой чего-либо. Впервые М. возникли в Древней Греции. История М. в России восходит к XVI-XVII вв. Первой их формой…
10.06.2016. Люси