Общественные отношения в каменном веке (палеолит)

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КАМЕННОМ ВЕКЕ (ПАЛЕОЛИТ) - определить характер О. о. в начале истории человека можно, лишь внимательно изучив взаимоотношения у его ближайших сородичей - человекообразных обезьян (шимпанзе, горилл, орангутангов и др.). Наблюдения за жизнью обезьян в естественных условиях их обитания показали, что сообщества обезьян очень сложно организованы. В них есть вожаки, которым все беспрекословно подчиняются, и есть "подчиненные" - приниженные и всеми пинаемые обезьяны. Обычно вожаком становится один из самых сильных самцов. Если такого нет, то "власть" захватывает группа сильных самцов. Им принадлежит все, остальным - ничего. Если какая-то обезьяна осмелится взять что-то в рот без разрешения доминирующего самца, то у нее просто вытащат пищу изо рта. Обычно вокруг вожака образуется своеобразный "аристократический кружок", состоящий из его близких самок и друзей. Дружба у шимпанзе иногда проходит через всю жизнь. Особенно сильны родственные отношения матери и детей, а также братьев и сестер. Приближенные к вожаку обезьяны пользуются раньше других "благами", остальные либо ничего не получают, либо - объедки. И только при изобилии пищи вожак разрешает всем есть одновременно. Детеныши, рожденные не в "аристократическом кругу", привыкают "кланяться" привилегированным самцам, их ближайшим самкам и их детенышам. Исключения бывают редко, но бывают. Интересные наблюдения сделала англ. ученый Джейн Гудолл. Однажды молодой самец, названный Гудолл Майком, решил сделать себе "карьеру". Эта обезьяна была рослой и сильной, но она родилась у непривилегированной самки и потому всем кланялась, всем уступала. Но однажды Майк все изменил, "сделал карьеру", пробился в "высшие круги". Сделал он это так. Вокруг палатки Джейн накопилось много пустых канистр из-под бензина. Майк стал стаскивать канистры в кусты и складывать их там. Все это собирал вокруг полянки, на которой обычно отдыхало стадо. Когда все обезьяны, разморенные жарой, дремали, Майк выскочил из кустов с канистрами и стал ими громыхать, крича пронзительно, а потом и бросать ими в своих сородичей. Вожаки пытались было не обращать на это внимания, но канистры были тяжелыми и так грохотали, что им пришлось покинуть полянку. Майк затих. Обезьяны, наблюдавшие за ним из-за кустов, вернулись на полянку. Майк несколько раз повторил свой "эксперимент" с канистрами. И в конце концов он был признан вожаком и 6 лет возглавлял стадо. Гудолл наблюдала трогательные сцены взаимоотношения детей и матери. Например, у одной самки, которой было уже за 40 лет, родился ребенок. Самка уже не могла его воспитывать, как это делают более молодые самки, "в строгости" и позволяла ему делать все, что он захочет. Обычно малыши с 3 лет спят в своих гнездах, но этот (его назвали Флинт) спал до 8 лет с матерью в одном гнезде. Мать была слишком стара, чтобы в чем-то отказать отпрыску. Он рос "испорченным" ребенком. В случае малейшего отказа он закатывал истерики, начинал бить и кусать ее. После смерти матери 8-летний самец впал в депрессию. Он почти ничего не ел и редко общался с другими шимпанзе. Его старшая сестра заботилась о нем, но у нее самой появился детеныш. Флинт не выражал никакого интереса к жизни. Через 3 недели после смерти матери он пришел на место, где она умерла, лег и больше не встал.

Все это говорило о том, что отношения в стаде обезьян не такие простые, как мы думали еще совсем недавно. Шимпанзе обладают сложной системой организации сообщества. Они до 15 лет воспитывают своих детенышей. У них очень сильны родственные связи. Они могут делать примитивные орудия из веток. Они используют палки и камни для обороны и нападения. Джейн Гудолл и некоторые другие ученые на этом основании стали говорить, что определение человека как "животное, делающее орудия", неверно. Шимпанзе тоже делают орудия. Однако шимпанзе делают орудия только от случая к случаю.