Украшения доисторические

Прически охотников Восточной Африки. XIX в.

 

УКРАШЕНИЯ ДОИСТОРИЧЕСКИЕ - в палеолите, судя по раскопкам, чаще всего изображались обнаженные женщины. Статуэтки обнаженных женщин - символ древнего человека в домашней обстановке, за плотной стеной из костей и шкур. В любой одежде у очага в таком жилище не усидишь. Европейские путешественники были шокированы обыкновением чукчей, коряков и эскимосов сидеть внутри своих жилищ совершенно голыми. Однако в тесном, без вентиляции, насыщенном испарениями тел и чадом жировой лампы жилище иначе и невозможно. Пот течет струйками, жарко, душно. В меховой одежде сидеть здесь нельзя еще и потому, что насыщенная влагой пота одежда на морозе гнется, ломается и не греет. Поэтому-то и изображали художники древнекаменного века женщин с узким пояском или чаще всего совсем голых. Прически этих женщин роскошны. Волосы женщин из Мальты и Бурети (Сибирь) то падают на плечи, то уложены параллельными друг другу горизонтальными рядами. В других случаях они лежат зигзагообразными уступами.

Палеолитические фигурки очень похожи на изображения богинь у с. народов - эскимосов, коряков, алеутов. Вероятно, и у палеолитических людей эти фигурки имели религиозное, культовое назначение. В этом трудно сомневаться, глядя на подчеркнуто выраженную идею материнства, плодородия. Иногда эта же идея воплощалась в изображении органа плодородия - вырезанных на куске мергеля ясных знаках женского начала. Такие "медальоны" найдены в Костенках I и в палеолитических поселениях Франции. По понятиям эскимосов, в этих изображениях жили души умерших, переселявшиеся потом в новорожденных. Они служили магическим средством для продолжения рода.

Культ женщины-матери, судя по статуэткам и "медальонам", в позднем палеолите был распространен широко-от берега Атлантики до Байкала (вся Европа, Сибирь). Конечно, у каждого племени были свои прародители и, конечно, свои моды. Украшения показывают стремление первобытного человека выдвинуться чем-либо, проявить свою индивидуальность внешне, быть замеченным, иметь какое-то значение среди подобных ему людей. Кроме того, украшения, в особенности татуировка,-это своеобразный знак отличия, что-то вроде наших погон, шевронов, кортиков. Ценность украшений была очень высока. Сколько раз злоупотребляли этим европейские купцы и мореплаватели! Но дело тут не в том, что дикари были "наивны", "глупы" и т. п. Просто у европейцев и народов тропиков были разные понятия о ценности тех или иных предметов. Мореплаватель мог легко сбыть патагонцам кусочки шелковых лент, а куски добротного сукна австралийцы хоть и уносили с собой в лес, но там выбрасывали их в кусты (европейцы потом их там находили).


Татуировка девушки из Порт-Морсби (Новая Гвинея). XIX

 

Одежда также возникла, вероятно, с одной стороны, из украшений (на ю.), а с другой стороны - из потребности защитить тело от холода (на с.). Первобытные люди украшения носят прямо на голом теле. В Европе сейчас этот обычай сохранился только у женщин. Мужчины уже нашивают украшения на одежду. Украшения имеют и магическое значение. Татуировка - широко распространенный способ раскраски тела у первобытных - знак рода, племени. Обрезание, возможно, тоже было вначале украшением и способом отличить соплеменника. У многих племен татуироваться начинают с 12 лет и продолжают до старости. Татуируются зубами акулы, острыми камнями (микролитами), делая на коже надрезы, а потом заливая их сажей или краской. Североамериканские индейцы раскрашивали почти ежедневно свое лицо. Одни раскрашивали себе голову в красный цвет, другие - в черный, а некоторые-одну половину лица в красный, а другую в черный. Гуроны бегали за 20 миль, чтобы достать себе красящей земли. У обитателей Огненной Земли была мода разрисовывать себе лицо красной и черной красками, а вокруг глаз обводить белой.

Татуировка и раскраска, вероятно, имела и практическое назначение-удивлять, произвести впечатление на врага, испугать его. Брань, с которой любили начинать сражение гомеровские герои, вероятно, тоже относится к этому же средству. "Вызывающие танцы" у новозеландцев с их ужаснейшими гримасами и угрозами тоже должны были внушить противнику страх. Тацит рассказывает о раскрашивании тела у одного из германских племен.

У ботокудов знаком племени было прокалывание нижней губы. У других племен прокалывались уши, нос, щеки. Принимая подростка в свой семейный союз, прокалывали ему уши и вдевали в отверстие кольца. У многих племен Австралии, Полинезии, Америки был распространен обычай вставлять кольца и украшения в нос и в уши. Некоторые австралийцы щеголяли большой костью, которую им мало-помалу удалось просунуть через нос. Австралийцы и полинезийцы любили носить большие кольца и на ногах. В Сунгире у палеолитического человека на ногах тоже были браслеты из бивней мамонта. Индейцы Гвианы втыкали себе в нос и уши бамбуковые палочки. Да и у нас, современников космического века, довольно часто можно встретить и серьги, и клипсы. Причем носят их не только женщины. А если взглянуть на молодежь, то можно встретить и другие первобытные украшения.

Особенно хорошо видно сохранение древних обычаев в головных уборах. Знаменитые начесы - они и сегодня не вышли из моды. А ведь точно такие же прически в XIX в. носили женщины племен В. Африки. У всех первобытных племен для сохранения прически волосы покрывали и глиной, и маслом, и лаком (а современные женщины применяют только лак, глина уже вышла из моды).

При раскопках трипольских поселений часто находят какие-то непонятные "станки" из обожженной глины-с овальной выемкой в верхней части. Разгадка была найдена в Египте-точно такие же подставки, вырезанные из дерева в виде полумесяца, на низком подножье употребляли вместо подушки, чтобы во сне не испортить прическу. Сиамцы брили голову, оставляя только островок на макушке. По описаниям, и киевский князь Святослав имел бритую голову, с которой свешивалась косичка, а в ушах у него были кольца. Древние германцы-свевы завязывали волосы узлом вокруг темени, оставляя свисать на спину "хвост", точно так же как еще недавно это делали модницы Парижа и Москвы. Древние кельты, как и современные новозеландцы, завязывали волосы узлом и втыкали в прическу гребень точно так, как это делали наши женщины в 30-40-е г. XX в.

У некоторых племен был обычай украшать себя, подпиливая или обламывая передние зубы или окрашивая их в черный цвет. Древние аланы, жители приуральских и предкавказских степей, в эпоху раннего средневековья перебинтовывали в детском возрасте череп так, чтобы он вырос вытянутым, высоким. На таком черепе и редкие волосы создавали иллюзию высокой прически. Может быть, это связано с высоким уровнем радиации на Урале и в районе степей.

Украшения обычно размещали на тех частях тела, которые создавали естественную опору для подвязки: виски, шея, поясница, бедра, сочленения верхней и нижней конечностей и верхней части руки. Самыми удобными были плечи и бедра.

Другие записи

10.06.2016. Урал и Древний Восток (связи между ними)
  УРАЛ И ДРЕВНИЙ ВОСТОК - связи между ними прослежены еще в мезолите. В IX тыс. до н. э. население с Ю. Прикаспия принесло культуру геометрических микролитов на Ю. Урал (янгельская культура). В…
10.06.2016. Торговля в каменном веке
ТОРГОВЛЯ В КАМЕННОМ ВЕКЕ - на Ближнем и Среднем Востоке еще в древности были открыты месторождения обсидиана. Оба - в Анатолии (Турция). Одно из них - недалеко от оз. Ван, другое - в долине р. Конья.…
10.06.2016. Т, Ф (понятия и термины на "Т" и "Ф")
ТАРПАН (лошадь Гмелина) - дикая (или одичавшая?) лошадь, приручена скифами. Истреблена к 1878 г. ТАФОНОМИЯ - наука, изучающая закономерности и условия захоронения растений и животных. ТЕМПЕРАТУРНАЯ…
10.06.2016. Табу
ТАБУ - термин этот ввел известный мореплаватель и исследователь XVIII в. капитан Кук из наблюдений над жизнью родовых общин в Полинезии. Т. - строжайший запрет, который как бы берет под защиту некоторые…
10.06.2016. Новый документ
ТОПОНИМИКА (от др.-греч. "топос" - место, местность и "онома" - имя)-наука, которая занимается выяснением происхождения и развития географических названий. Интерес к происхождению географических названий…