1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ КАК СИСТЕМЫ ЭКНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

1.1. Экономика и экономическая теория.
Изучение любой науки начинается с определения ее предмета, то есть того круга вопросов, которые она исследует, определения целей, которые она преследует, и методов, которые она использует. Поэтому, главной целью данной темы будет определение:

  •  
    • предмета курса "Основы экономической теории"
    • целей и функций этой науки
    • общих методов экономических исследований.

Впервые понятие "экономика" ввел греческий мыслитель Аристотель (III в. до н.э.). Описывая организацию хозяйства в усадьбе рабовладельца, он фактически определил суть экономики как науки о домашнем хозяйстве (йокос - дом, номос - закон, учение). Однако экономика как наука, как систематизированное знание про сущность хозяйственной деятельности возникла лишь в XII - XIII в., т.е. в период становления капитализма.

Чтобы понять предмет данной науки, необходимо раскрыть суть двух важнейших категорий: экономики и экономической теории. При этом следует учитывать, что теория - это форма научного познания, которая дает представление про определенную объективную действительность как целостную систему.

Таким образом, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ должна быть наукой об экономике как целостной системе, в которой все связано, взаимообусловлено и субординировано.

Экономика - это особый мир, со своими проблемами , законами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное - открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И какими бы абстрактными не казались вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство - то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно - то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден.

Повседневная жизнь постоянно сталкивает нас с ценами, товарами, деньгами. Эти понятия так или иначе воздействуют на сознание. Регулируя доходы и расходы, каждая семья или отдельный человек управляет своим домашним хозяйством. В этом смысле происходящее необходимо рассматривать как экономику домашнего хозяйства. Его можно вести грамотно, разумно, опираясь на определенные знания и опыт или хозяйствовать посредственно, еле-еле сводя концы с концами. Так в нашем сознании формируется обыденная экономическая теория.

Через призму экономики мы рассматриваем и другие аспекты жизнедеятельности людей: состояние дел в народном хозяйстве, динамику цен, инфляцию, национальный доход и т.д. Понимание этих процессов - свидетельство высокого уровня знаний людей.

1.2. Определение экономики.
В экономической литературе даются разные ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ:

  •  
    • экономика - наука о производственной деятельности и обмен ее результатами между людьми;
    • экономика изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производстве, безработицу и т.д.
    • экономика - наука выбора, она изучает, как люди используют ограниченные производственные ресурсы (землю, труд, оборудование, знания) для производства продукции и распределения ее между членами общества;
    • экономика изучает, каким образом человек осуществляет организацию производства и потребления;
    • экономика изучает деньги, капитал, его формы и богатство.

Ни одно из этих определений нельзя исключить, т.к. в каждом из них выражается определенная сторона экономических отношений, хотя и не охватывается полностью вся экономическая система. Однако все они свидетельствуют о том, что ЭКОНОМИКА непосредственно связана с производством, с созданием материальных и духовных благ. Однако ЭКОНОМИКА возникает не просто из производства, она возникает из ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, т.е. производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом.

Как известно, общественное производство имеет две стороны: техническую и общественную. Техническую выражают ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ силы (трудовые ресурсы и средства производства), общественную - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ отношения, которые возникают между людьми по поводу производства, распределения , обмена и потребления материальных и духовных благ.

А что же необходимо, чтобы что-либо произвести? Необходимы ресурсы, которые называются ФАКТОРАМИ ПРОИЗВОДСТВА - это труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательская деятельность. Все эти ресурсы в силу различных причин ОГРАНИЧЕНЫ. Поэтому ЭКОНОМИКА - это совместно организованное производство в условиях ограниченности (редкости ) его факторов.

1.3. Микро - и макроэкономика.
Реалии сегодняшнего дня требуют, чтобы современный образованный человек разбирался в таких понятиях, как МИКРО- и МАКРОЭКОНОМИКА.

Область изучения макроэкономики - экономическая система в рамках отдельной страны. Объектами изучения ее являются: произведенный в обществе продукт, рабочая сила, безработица, занятость, экономический рост, инфляция и т.д.

Макроэкономика - самостоятельная область знания. Но она теснейшим образом связана с микроэкономикой. Объект ее - изучение хозяйствующих субъектов (предприятий) - капитал и его формирование, затраты на производство, спрос на товары и их предложение.

1.4. Экономика как методологический фундамент других наук.
Экономика является МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ФУНДАМЕНТОМ комплекса экономических наук:

ОТРАСЛЕВЫХ (экономика промышленности, связи, транспорта, строительства и т.д.);

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ (финансы, кредит, маркетинг);

МЕЖОТРАСЛЕВЫХ (экономическая география, теория управления, экономическая статистика и т.д.).

Из сказанного можно сделать вывод: ЭКОНОМИКА - важнейшая сфера общественной жизни, в которой на основе использования различных ограниченных ресурсов осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов человеческой деятельности, формируется и постоянно развивается система производительных сил и экономических отношений. Кроме того, ЭКОНОМИКА- это совокупность хозяйственных отраслей, которые обеспечивают общество жизненно-необходимыми благами.

1.5. Цель и основные задачи экономической науки.
Имея объектом своего изучения особую сферу жизни общества v экономику, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ИССЛЕДУЕТ, как необходимо организовать производство, обмен и распределение того, что создано в обществе, т.е. как именно общество, используя ограниченные ресурсы, создает разнообразные товары и услуги, стремясь достичь наиболее полного удовлетворения своих потребностей. Также она должна изучать и разъяснять процессы и явления экономической жизни общества, объективные экономические законы, которые управляют экономическими процессами.

Другие записи

10.06.2016. 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СУТЬ И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Понятие экономической системы. В каждой из отраслей и сфер экономики в процессе деятельности людей, в процессе производства, создаются материальные и духовные блага. Поэтому совокупность всех видов экономической…
10.06.2016. 3. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ,МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ. МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
3.1. Предмет экономической теории. Задача каждой науки - раскрыть сущность тех явлений и процессов, которые она изучает. ПРЕДМЕТОМ экономической теории есть законы развития экономических систем, т.е.…
10.06.2016. 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ
4.1. Экономические законы. Если в результате экономического анализа удалось обнаружить прочные причинно-следственные связи, то появляется основание говорить о наличии ЗАКОНОМЕРНОСТИ, т.е. о подчиненности…
10.06.2016. 5. ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
5.1. Цель экономической теории. ЦЕЛЬЮ экономической теории является изучение законов развития различных экономических систем. 5.2.Функции экономической теории. Экономической теории свойственна ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ…