Солон. Законодательство в Древней Греции

Солон, сын Эксекестида, вошёл в историю Древней Греции как великий реформатор, основатель полисной демократии Афин. Среди своих современников и у последующих поколений эллинов он пользовался славой великого поэта и мудреца. Солон был эвпатридом и происходил из очень древнего и знатного аристократического рода.

По имущественному положению Солон относился к людям среднего достатка. Его отец всё состояние истратил на помощь нуждающимся, и Солон в молодости приложил немало усилий, чтобы разбогатеть: бедность не была в почёте, а страсть к богатству считалась естественной. В своих стихах Солон открыто признаётся, что хочет быть богатым, оговариваясь, правда, что его привлекает лишь честно нажитое; "Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю этим богатством: позднее час для расплаты придёт". Он подчёркивает, что честь и доброе имя ему дороже богатства: "Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет. Мы же не будем менять доблесть на денег мешок".

Большинство аристократов - современников Солона богатели, занимаясь ростовщичеством и обращая в рабство своих должников. Солон считал такой способ обогащения несправедливым и обратился к морской торговле. Он стал купцом и путешественником. Дальние страны манили молодого аристократа, очевидно, не только возможностью нажить состояние. Его живой и любознательный ум жаждал знаний и ярких впечатлений. Даже в преклонном возрасте он не потерял интереса к новым знаниям: "Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь".

Солон жил в трудное время. Отмирал прежний порядок, основанный на господстве родовой знати, демос (народ) поднимался на борьбу против аристократии. Незнатные, но зажиточные горожане считали несправедливым безраздельное господство аристократии в судах и управлении. Ломка традиционных устоев жизни болезненно отзывалась в сознании людей. Тяжело было жить крестьянину, попавшему в долговую кабалу и потерявшему веру в справедливость сильных. С безысходной тоской смотрели на жизнь аристократы - проклиная, призывая кары небесные на головы "своемыслящей черни", не видя ничего хорошего в будущем. Мегарский поэт-аристократ Феогнид, изгнанный из родного города, уверял: "Лучшая доля для смертных - на свет никогда не родиться. И никогда не видать яркого солнца лучей".

Солон был человеком жизнерадостным и даже легкомысленным, по определению его биографа Плутарха. Он любил жизнь и, претерпев много неудач и разочарований, писал: "Ныне мне стали милы Дионис, Киприда и Музы - те, чьи забавы радость вселяют в людей". Разгорающиеся в обществе вражда и ненависть заставляли страдать и его: "Да, понимаю, и в сердце глубоко мне горе запало: Вижу, как клонится ниц бывшая первой страна Меж ионийских земель". Он оказался близок к новым людям, поднявшимся из народа, понимал их нужды, осознавал их силу. Поэтому в отличие от аристократов, упорствующих в приверженности старому порядку, он готов был содействовать утверждению новой социально-политической системы и знал, как это сделать.

Ещё до того как стать законодателем, Солон принимал активное участие в политической жизни Афин. Его родной город вёл долгую войну с соседним городом Мегара за обладание островом Сала-мин, лежащим у самых берегов Аттики. После очередного поражения афинское народное собрание запретило под страхом смертной казни поднимать вопрос о возобновлении войны. Многие горожане, недовольные запретом, не решались открыто выступить против него. Тогда Солон, чтобы поднять боевой дух афинян, выбежал, притворившись сумасшедшим, на площадь и пропел стихи, в которых призывал к захвату Саламина. Стихи произвели на граждан Афин столь сильное впечатление, что они тут же решили начать войну с мегаряна-ми и назначили Солона военачальником. Остров был отвоёван, а Солон приобрёл значительный политический авторитет. Нет ничего странного в том, что выступление сумасшедшего его соотечественники восприняли всерьёз: сумасшествие, считали древние, - от богов. И в данном случае боги через Солона выразили свою волю.

Действия Солона характеризуют его как человека рационального. Постоянно обращаясь к авторитету богов, в делах житейских он предпочитал руководствоваться здравым смыслом. Доказывая исконную принадлежность Саламина Афинам, Солон не побоялся вскрыть на острове несколько могил и показать мегарянам, что мёртвые захороне по обычаю афинян. Более того, он пошёл на откровенный подлог: пользуясь авторитетностью в Греции стихов Гомера, вставил в один из них строку, доказывавшую давнюю связь Саламина с Афинами. Подобные хитрости тогда пороком не считались - напротив, они создавали человеку репутацию умного и тонкого политика. Солона стали приглашать посредником в спорах между знатными афинскими родами. Уважение и известность во всей Греции принесло ему выступление в защиту дельфийского храма бога Аполлона, землю которого захватили жители города Кирры.

Несомненно, политические взгляды Солона сформировались и были хорошо известны в афинском обществе 594 г. до н. э. Именно тогда он был избран архонтом-простатом - высшим должностным лицом в Афинах с неограниченными полномочиями. К этому времени противоречия между народом и знатью достигли предела, но у враждующих сторон хватило благоразумия обратиться к Солону с просьбой о проведении необходимых реформ. Солон не без колебаний приступил к преобразованию государственного строя Афин. Знать надеялась, что Солон, сам будучи аристократом, укрепит её позиции. Демос, считая Солона человеком справедливым, ждал от него проведения всеобщего передела имущества и уравнения всех в правах. Солон же не собирался делать ни того ни другого. Претензии знати он считал чрезмерными и укорял её в своих стихах: "Вы же в груди у себя успокойте могучее сердце: Много досталось вам благ - ими пресытились вы. Меру поставьте надменному духу: не то перестанем мы подчиняться, а вам будет не по сердцу всё". Неприемлема была для Солона и идея всеобщего имущественного и политического равенства, которую он ставил в один ряд с ненавистной ему тиранией: "Мне равно не по душе силой править тирании, как и в пажитях родных Дать худым и благородным долю равную иметь".

По убеждению Солона, жизнь общества должны регулировать право и законы, принятые при всеобщем согласии. Эти принципы были положены Солоном в основу проводимых им реформ. Для Солона богатые и бедные, знатные и незнатные - равноправные члены единого гражданского общества. Ради единства и процветания общества необходимы взаимные уступки, компромиссы. О своей роли Солон сказал в стихах: "Встал я, могучим щитом тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других". Для последовательного проведения в жизнь подобного намерения требовались мужество и сильная воля.

Реформы Солона не привели к коренной ломке сложившихся в Афинах к началу VI в. до н. э. общественных отношений. Они лишь изменили то, что грозило государству гибелью. Солон провёл сисахрию ("стряхивание бремени"), т. е. отменил все долги, сделанные под заклад земли (заимодавцы ставили на земельный участок должника камень с записью долга), и навсегда запретил обращать свободных афинских граждан в рабство. Всех граждан Солон разделил на четыре разряда в зависимости от величины их земельного дохода (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты). Отныне социальный статус афинского гражданина зависел не от его происхождения, а от величины его частной собственности. Все граждане Афин могли принимать участие в Народном собрании (экклесии) и в созданном Солоном суде присяжных (гелиеи; см. ст. "Древняя Греция"),

Реформы вызвали недовольство со стороны аристократии. Пытаясь объяснить согражданам значение преобразований. Солон снова прибег к стихам. В них много горьких признаний: "На (борьбу всё мужество собрав, Я точно волк вертелся среди стаи псов". И ещё: "Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда злобным взором провожают, словно я их злейший враг".

 Попытка добиться всеобщего согласия не удалась. Не желая ничего менять в своих законах, Солон покидает Афины и снова становится путешественником. Он плывёт в Египет, ведёт там беседы со жрецами, потом отправляется на Кипр , и помогает местному царю основать новый город. Античные авторы написали много рассказов о встречах Солона со знаменитыми современниками. При посещении столицы Лидийского царства - города Сарды - он, например, беседовал с вошедшим в историю царём Крезом и преподал ему урок эллинской мудрости.

Через долгих десять лет Солон вернулся в Афины уже стариком. Ему пришлось стать свидетелем того, как непрекращающаяся борьба между его согражданами закончилась установлением тирании Писистрата. Хотя Писистрат был его родственником и в прошлом их связывала дружба, Солон разгадал устремления честолюбца и попытался предупредить афинян о грозящей опасности: "Вы ведь свой взор обратили на речи коварного мужа". Когда Писистрат со своей охраной захватил Акрополь, Солон призвал граждан к вооружённой борьбе против тирана. Приближённые самозваного правителя объявили Солона сумасшедшим, на что он ответил: "Точно ли я сумасшедший, покажет недолгое время: выступит правда на свет, сколько её ни топи".

Судьбу Солона после прихода к власти Писистрата античные писатели освещают по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что он уехал из Афин и умер, прожив до 80 лет, на Кипре. По утверждению Плутарха, Солон остался в Афинах, и Писистрат сумел привлечь его на свою сторону, во всём советуясь со старым другом. Сколько лет Солон прожил при Писистрате, Плутарх точно не знает.

Современники оказались глухи к увещеваниям Солона, однако много лет спустя, покончив с тиранией, афиняне обратились к заветам великого реформатора. Принципы меры, золотой середины, гражданского единства были правильно определены им как основы существования полиса. Поэтому Солона афиняне причислили к семи мудрецам - так называли нескольких его современников, активно, как и он, участвовавших в разработке и создании основ государственного строя греческого полиса.

--------

Говорят, Анахарсис, скиф царского рода, причисленный греками к мудрецам, узнав, что Солон занят составлением законов для афинян, стал смеяться над его работой. Он считал, что Солон желает добиться невозможного - он мечтает удержать граждан от преступлений и корыстолюбия писаными законами, которые ничем не отличаются от паутины: когда попадаются слабые и бедные, их удержат, а сильные и богатые вырвутся. На это Солон, говорят, возразил, что и договоры люди соблюдают, когда нарушать их невыгодно ни той ни другой стороне; и законы он так приноравливает к интересам граждан, что покажет всем, насколько лучше поступать честно, чем нарушать законы. Однако результат получился скорее тот, какой предполагал Анахарсис, чем тот на который надеялся Солон (Плутарх. Солон, V).

Солон позволил всякому гражданину выступать в защиту потерпевшего и требовать наказания преступника. Если кого-нибудь били, производили над ним насилие, причиняли ему вред, всякий, кто мог или хотел, имел право жаловаться на преступника и преследовать его судом. Законодатель правильно поступал, приучая граждан сочувствовать и соболезновать друг другу и быть как бн членами единого тела (Плутарх. Солон, XVIII).

Солона хвалят также за закон, запрешаюший говорить дурно об умерших. И действительно, религия требует считать умерших священными; справедливость- не касаться тех, кого уже нет; гражданский долг - не враждовать вечно. Бранить живых Солон запретил в храмах, судебных и правительственных зданиях, равно как и во время зрелищ; за нарушение этого закона он назначил штраф. Нигде не сдерживать гнев - это признак человека невоспитанного и необузданного; везде сдерживать - трудно, а для некоторых и невозможно. Поэтому законодатель при составлении законов должен иметь в виду то, что возможно для человека, если он хочет наказывать малое число виновных с пользой, а не многих - без пользы (Плугаре. Содому XXI).

 

Другие записи

10.06.2016. Филипп II (отец Александра Македонского)
  Филипп II. Слоновая кость. IV в. до н. э. Найдено в Вергине (Греция) в иарской усыпальнице (фамильном склепе македонских царей).   Филипп II занял трон Македонии совсем молодым - в 23 года. В 359 г.…
10.06.2016. Александр Македонский
 Александр Македонский. Слоновая кость. IV в. до н. э. Найдено в Вергине (Греция) в царской усыпальнице (фамильном склепе македонских царей). Александр родился в конце июля 356 г. до н. э. в столице…
10.06.2016. Марий и Сулла
  Марий   В 88 г. до н. э. римляне с недоверием передавали друг другу ужасную новость: армия консула Луция Корнелия Суллы, которая должна была выступить против понтийского царя Митридата VI Евпатора,…
10.06.2016. Юлий Цезарь
Материал взят из книги "Знаменитые греки и римляне". СПб., ИЧП Кузнецова "Издательство "ЭПОХА" 1993. Стр 374-398. Материал полностью соответствует оригиналу.   Цезарь принадлежал к знатному патрицианскому…
10.06.2016. Константин Великий. Принятие христианства.
  Константин Великий. Бронза. IV в. Рим. Около 285 г. н. э. в Наиссусе, у цезаря Флавия Валерия Констанция I Хлора, римского наместника в Галлии, и его жены Елены Флавий родился сын Флавий Валерий…