ЦЕРКОВНЫЕ ЛИДЕРЫ РОССИИ XVII в.

 

Игнатий (1540-1620) - патриарх Московский и всея Руси (1605-1606). Грек по происхождению. Прибыл в составе церковного посольства от константинопольского патриарха в 1595 г. Участвовал в коронации Бориса Годунова. В начале XVII вт был поставлен Рязанским архиепископом. После смерти Бориса Годунова перешел на сторону Лжедмитрия I. Еще до вступления самозванца в Москву приводил к присяге в Туле его сторонников. 30 июня 1605 г. по приказу* нового царя был возведен на патриарший престол вместо изгнанного Иова. 21 июля 1605 г. венчал Лжедмитрия на царство. В марте 1606 г. назначил Ростовским архиепископом Филарета Романова. Активный противник католицизма. После убийства Лжедмитрия по приказу Василия Шуйского был низложен и заключен в Чудов монастырь. В 1610 г. поддержал Лжедмитрия II. В 1611 г. был освобожден из монастыря польскими властями Москвы и выехал в Польшу, где отказался от православия. Умер в одном из униатских монастырей. Имя Игнатия исключено из официальных списков московских первосвященников как лжепатриарха. '

Гермоген (в миру - Ермолай) (ок. 1530-1612) - патриарх Московский и всея Руси с 1606 г. Родом из донских казаков. В 1579-1589 гг. служил на различных церковных постах в Казани. В 1589 г. был возведен в сан митрополита Казанского и Астраханского. Активно проводил курс патриарха Нова на новокрещение нехристианского населения Поволжья. Участвовал в избрании Бориса Годунова на царство. После воцарения самозванца был вызван в Москву, где публично потребовал перехода Марины Мнишек в православие, за что был подвергнут опале. Активно поддержал Василия Шуйского. Был возведен на патриарший престол в 1606 г. Канонизировал царевича Дмитрия в 1606 г. Церковным проклятием заклеймил участников крестьянского восстания И. И. Болотникова. Выступал противником свержения Василия Шуйского. После решения Семибоярщины о приглашении на царство королевича Владислава выдвинул непременным условием для этого принятие им православия. После захвата Москвы полякам^ запретил присягать Сигизмунду III. Неоднократно призывал к восстанию против поляков. Выступал против провозглашения царем сына Марины Мнишек. Поддержал движение ополчения против поляков. Был арестован и заключен в Чудов монастырь в январе 1611 г., где вскоре погиб (считают, что был убит). Канонизирован Русской православной церковью.

Филарет миру - Федор Никитич Романов) (1554- 1633) - боярин с 1587 г. Один из приближенных царя Федора Ивановича. В 1600 г. за подготовку заговора против Бориса Годунова был насильно пострижен в монахи. С 1605 г. - митрополит Ростовский. В 1608-1610 гг. в Тушинском лагере провозглашен Лжедмитрием II патриархом. В 1610 г. возглавил Великое посольство в Польшу к Сигизмунду III, там был взят в плен с другими членами посольства, где их удерживали до 1619 г. После возвращения в Россию был избран патриархом и стал фактическим соправителем своего сына царя Михаила Федоровича.

Иоасаф I (?-1640) - патриарх Московский и всея Руси с 1634 г. Родом из мелких служилых людей. С 1621 г. - игумен Псково-Печерского монастыря. С 1627 г. архиепископ Псковский и Великолукский. Основал Богородицкий монастырь в 1634 г. После избрания патриархом, вотличие от своего предшественника, большей частью занимавшегося светскими делами, Иоасаф I уделял первостепенное внимание делам церковным. Руководил работой по сличению и исправлению церковных книг. Создал труды, посвященные проблемам обрядов, а также определявшие церковную иерархию в Русской православной церкви.

Иосиф (?-1652) - патриарх Московский и всея Руси с 1642 г. Архимандрит Симонова монастыря в Москве. Автор ряда богословских трактатов, в которых поднимаются как вопросы нравственного совершенствования личности и общества, так и проблемы церковного быта. При Иосифе более активной стала работа Печатного двора. Впервые при нем были изданы "Жития святых Русской православной церкви". В условиях начавшегося активного проникновения в Россию западных культурных традиций отстаивал чистоту православия, создав несколько полемических произведений, направленных против католической и протестантской церквей. Направил специального представителя в Палестину для изучения традиций христианского вероисповедания. На Земском соборе 1651 г. активно поддержал идею воссоединения Украины с Россией.

Никон (в миру - Никита Минин) (1605-1681) - патриарх Московский и всея Руси (1652-1666). В 1649- 1652 гг. - митрополит Новгородский. В 1653-1655 гг. провел церковно-обрядовую реформу (были введены крещение троеперстием, поясные поклоны вместо земных, исправлены иконы и богослужебные книги по греческим образцам), вызвавшую раскол церкви. В 1655 г. впервые выступил с идеей первенства церковной власти над светской и, по существу, предлагал царю разделить с ним власть, ссылаясь на пример патриарха Филарета и царя Михаила. Это привело к конфликту с Властью и закончилось тем, что Никон объявил о сложении патриарших обязанностей (но с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский монастырь. В 1666 г. по инициативе царя был созван церковный собор с участием "вселенских" патриархов, который осудил Никона и лишил его сана первосвященника. После этого он был сослан в монастырь, где и умер. Никон много сумел сделать в деле церковного книгопечатания, основал Патриаршую библиотеку. В связи с обоснованием необходимости церковной реформы написал ряд специальных церковных сочинений. Автор историко-литературных и полемических публицистических работ.

Иоасаф II (?-1672) - патриарх Московский и всея Руси с 1667 г. Архимандрит Рождественского Владимирского (1654-1656) и Троице-Сергиева (1656-1666) монастырей. Возведен на патриарший престол после низложения патриарха Никона. В его посвящении приняли участие патриархи Александрийский и Антиохийский. В 1667 г., продолжая линию Никона в церковном реформировании, предал "соборному проклятию" старообрядцев как раскольников Русской православной церкви. Активно поддерживал культурно-просветительскую деятельность в Москве иностранцев, заботясь одновременно о чистоте православной веры. Одной из важнейших своих задач считал миссионерскую деятельность в Сибири. В 1668 г. составил правила иконопи-сания.

Питирим (?-1673) - патриарх Московский и всея Руси с 1672 г. Служила Новгородской митрополии. При Никоне был митрополитом Крутицким и замещал его в период ухода в Новоиерусалимский монастырь. После смещения Никона - митрополит Новгородский. После смерти Иоасафа ll был избран патриархом. Однако не успел ничем себя зарекомендовать на этом посту, так как спустя десять месяцев после избрания умер.

Иоаким (в миру - Иван Петрович Савелов) (1620- 1690) - патриарх Московский и всея Руси с 1674 г. Из дворян. Служил в рейтарских частях. Потеряв семью во время эпидемии 1654 г., постригся в монахи. Служил в Иверском Валдайском, Московском Андреевском, Московском Новоспасском монастырях. С 1672 г. - митрополит Новгородский. После избрания патриархом активно боролся против раскола. Способствовал подчинению московскому патриарху Киевской митрополии. Одним из первых подписал указ об отмене местничества при царе Федоре Алексеевиче. Учредил ряд новых епархий. Активно поддерживал Петра I в борьбе с Софьей Алексеевной. Был противником усиливающегося в эти годы западного влияния на русское общество, одновременно поддерживал византийские традиции. Создал Типографскую школу, а позже - Славяно-греко-латинскую академию (1687).

Адриан (в миру - Андрей) (1627-1700) - патриарх Московский и всея Руси с 1690 г. В конце 70-х гг. - архимандрит Чудова монастыря в Москве. Содействовал церковному строительству. С 1686 г. - митрополит Казанский и Свияжский. Доверенное лицо патриарха Иоакима. Поддерживая реформы Петра I, одновременно выступал против нарушения отечественных культурных и бытовых традиций (бритья бород, заморской одежды и пр.). Принимал участие в богословской полемике. По поручению царя вел работу по подготовке нового Соборного уложения. Незадолго до смерти Адриана было введено новое летоисчисление (от Рождества Христова). После смерти Адриана Петр I запретил проводить новые выборы и назначил местоблюстителем патриаршего престола Стефана Яворского, а в 1721 г. упразднил патриаршество.

Аввакум Петров (1620-1682) - глава старообрядцев, протопоп, писатель. С 1642 г. - дьякон, с 1644 г. - священник. В 1647 г. сблизился в Москве с членами "Кружка ревнителей благочестия", познакомился с поддерживающим их царем Алексеем Михайловичем. В 1652 г. назначен протопопом в Юрьевец. Активно пропагандировал благочестивый образ жизни. Служил в Казанском соборе в Москве. Выступил против реформ патриарха Никона, за что был арестован и заключен в Спасо-Андроников монастырь. Позже был сослан с семьей в Тобольск, затем Якутский острог, Енисейский острог, в Забайкалье, в Даурию. Везде вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 г. вернулся в Москву, где царь, знакомые и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. На церковном соборе 1666 г. был предан церковному проклятию и расстрижен, а затем вновь заключен. В заточении написал свое знаменитое "Житие" и другие произведения (всего известно свыше 80 его работ). Церковный собор 1681-1682 гг. принял решение о казни Аввакума. Во исполнение этого решения Аввакум и его сподвижники были сожжены заживо 11 апреля 1682 г.

Авраамий (в миру - Афанасий) (?-1672) - церковный и общественный деятель, писатель. Один из последовательных сторонников старообрядцев. Постригся в монахи в 1665г. В 1667г. возглавил старообрядческое движение. Имея в своем распоряжении большую старообрядческую библиотеку, составил сборник материалов "Христианский щит веры против еретического ополчения" (1667-1669), включив в него труды Аввакума, дьякона Федора, И. Неронова, М. Грека, И. Волоцкого и др. В 1670 г. арестован, расстрижен и заключен. В своих обращениях к Алексею Михайловичу объяснял неурожай 1670 г., крестьянскую войну 1670-1671 гг. Божьей карой за неправедные деяния, отступление от традиций православия в России. Обвинял и всячески обзывал не только Никона, но и самого царя, называя его "нечестивым еретиком", "мучителем и гонителем святых". За свои убеждения и действия против властей был приговорен к смерти и сожжен на Болотной площади в Москве.

 

Другие записи

10.06.2016. Политические деятели 1917 г. ("М" - "Ш")
  Маклаков В. А. (1869-1957)-известный адвокат, депутат II, III и IV Думы. Сторонник политики компромиссов. Член партии кадетов. Масон. Во время Февральской революции назначен комиссаром в…
10.06.2016. Политические деятели России 1894—1916 гг.
  Акимов М. Г. (1847-1914) - юрист, статс-секретарь, сенатор, министр юстиции (декабрь 1905 - апрель 1906), председатель Государственного совета (1907-1914). Александра Федоровна Романова (1872-…
10.06.2016. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ РОССИИ XVII в.
  Басманов Петр Федорович (?-1606) - один из приближенных царя Бориса Годунова, боярин (с весны 1605). После смерти Бориса Годунова перешел вместе с войском на сторону Лжедмитрия I. Убит в…
10.06.2016. Политические и государственные деятели России 90-х гг. ХХ в.
  Абдулатипов Р. Г. (р. 1946) - государственный деятель. В 1988-1990 гг. - зав. сектором отдела международных отношений ЦК КПСС. С июня 1990 г. - Председатель Совета Национальностей Верховного…
10.06.2016. Политические и государственные деятели СССР
  Алексий (в миру Симанский С. В.) (1877- 1970) - Патриарх Московский и всея Руси (с февраля 1945 г.). В 1933-1945 гг. - митрополит Ленинградский и Новгородский. Оставался во время блокады Ленинграда в…