КАРЛ l ВЕЛИКИЙ

 

Жан Фуке. Коронование Карла Великого. Миниатюра из хБольших французских хроник". Около 1460 г.

В средневековых легендах, в сочинениях современников, ближайших потомков и позднейших историков Карл Великий изображён могучим монархом, просветителем, создателем христианского государства, объединившего многочисленные европейские народы.

Карл был сыном Пипина Короткого, первого франкского короля из династии Каролингов, по завещанию которого в 768 г. государство было разделено между Карлом и его младшим братом Карломаном. Их ссора чуть было не привела к войне, но внезапная смерть брата позволила Карлу объединить все земли. С этого момента главной целью Карла стало создание прочного христианского государства, в которое вошли бы помимо франков ещё и язычники. Завоевание и обращение варваров в христианство было необходимо для Франкского государства, соседствовавшего с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке. На востоке жили славяне и авары, на юге находилась занятая арабами-мусульманами Испания. Можно сказать, что государство Карла I создавалось политикой войны и укреплялось политикой мира.

Военные походы устраивались почти каждый год. Самые долгие и тяжёлые сражения пришлось вести на востоке. Войны с саксами затянулись на 30 лет. Для язычников франкское владычество и христианство - религия завоевателей - разрушали весь привычный уклад жизни так же жестоко, как было уничтожено грандиозное языческое святилище, где стояла статуя Арминия - священнейшего кумира саксов. Очевидно, что восставшие саксы не делали различия между воином и священником и уничтожали подряд всех своих врагов. Франки отвечали

массовыми казнями тысяч человек. Через десятилетия противостояние исчерпало себя, и саксы к 803 г. навсегда вошли в состав христианской Европы. Позже они сами продолжили христианизацию других народов.

На востоке Карл сражался со славянами. Союз с ободритами (славянским племенем), заключённый против саксов, позволил ему продвинуться за Эльбу. Франки встретились с серьёзным сопротивлением аваров, выходцев из азиатских степей, проживавших в Паннонии (сейчас территория Венгрии) и создавших там своё государство - Аварский катанат. Они оказывали помощь мятежной Баварии, стремившейся освободиться от франкской зависимости. Последствия были ужасны для аваров - франки вскоре разгромили их "конную империю", и она перестала существовать. Что касается Баварии, то это герцогство было завоёвано, а герцог Тассилон и вся его семья были заключены в монастырь. В ходе этих действий франки продвинулись до Дуная. Эльба, Дунай, Пиренеи... Размах завоеваний был настолько велик, что территория Франкского государства удвоилась.

Самыми знаменитыми являются походы Карла против испанских арабов. "Песнь о Роланде", один из лучших образцов средневекового эпоса, повествует о том, как однажды войско христиан потерпело неудачу и возвращалось домой через Пиренеи. В мрачном Ронсевальском ущелье на отряд, прикрывавший отступление основных сил, напали местные жители - баски. В жестоком бою погиб приближённый Карла - Хруодланд. Народная фантазия сделала его символом доблести, а незначительное столкновение - великим сражением между христианами и мусульманами. В этих походах на сарацин часть испанской территории была завоёвана, и на ней возникла Испанская марка - пограничная область государства Карла.

Ещё одно направление его политики - италийское. Здесь встретились римская идея государства и жизненная сила народа, призванного её осуществить. После того как в VI в. лангобарды завоевали Италию, Римская область осталась под владычеством Константинополя. Папы, являвшиеся фактическими правителями этой области, пытались уберечь её от вторжений лангобардов и, не получив помощи от византийского императора, обратились к правителям франков. Карл Великий и Папа выступили вместе против ланго-бардского короля Дезидерия. В конце концов Дезидерий потерял трон и оказался в монастыре, а Карл в Италии был коронован и стал кем-то вроде покровителя Рима. Когда там вспыхнуло восстание против Папы Льва III, король франков явился в Рим и созвал епископский суд, который заявил, что никто не вправе судить Папу. Таким образом, римский первосвященник стал главой Католической Церкви.

И вот после этого события Карл празднует Рождество в Риме. Во время рождественского молебна в соборе Святого Петра происходит величайшее событие - Папа Лев Ш возлагает на голову Карла императорскую корону. С тех пор как в 476 г. был низложен последний римский император и Константинополь стал монопольным обладателем этого титула. Запад впервые обрёл высшую светскую власть. Всё это время варварские короли были фактически независимы от константинопольского трона и признавали за ним только некое неопределённое почётное верховенство. Мощное развитие Каролингского государства и отступление Византии с Европейского континента потребовали воплощения имперской идеи. Поэтому не случайны столь тесные отношения между христианским государем и главой Церкви. Как Папа мог завоевать авторитет, только опираясь на силу и титул императора, так и политика Карла получила внутреннюю уверенность и освящение благодаря его роли охранителя сердца Вселенской Церкви. Тем более что в это время в Византии развернулось иконоборческое движение, и франки могли претендовать на защиту первоначальных церковных установлений - православие. Таким образом, в этом случае светская и церковная власти встретились и усилили друг друга. По существу войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись за распространение христианства.

Языческий мир был готов принять его, чтобы потом остаться в легендах, суевериях, праздниках. Так произошло с самими франками и с другими народами Европы. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это ясно выражено в его законодательстве.

Карл ожидал от своих подданных преданности и подчинения. Чтобы добиться этого, он поделил страну на округа, во главе каждого из которых стоял выбранный им из местной знати граф (тогда это был не титул, а должность). Граф возглавлял ополчение, собирал налоги, вершил суд вместе с особыми заседателями - шеффенами. Кроме того, существовали "государевы посланцы" из ближнего окружения Карла для специальных поручений. Они разъезжали по стране, контролировали местных управителей, вершили суд от имени государя. Откуда же появились эти верные слуги? Карл нуждался в преданных людях как любой реформатор и следовал обычной для того времени практике дарения земли с тем, чтобы принявший подарок был обязан ему службой и поклялся в верности. При помощи личных связей Карл старался укрепить государство. Другим средством повысить эффективность управления была забота об образованности чинов (хотя бы высших), советников, секретарей, составлявших двор государя.

Важнейшей частью государственной системы стали "майские поля" (в древности - собрание народного ополчения). Во времена Карла так называли собрание влиятельной церковной и светской знати. Оно только обсуждало вопросы, окончательное решение по которым принимал

глава государства. На этих собраниях Карл издавал указы и особые сборники распоряжений -капитулярии (от лат. capitula - "глава", "раз дел"). Странно слышать, но лишь тогда впер вые стали придавать большое значение распространению указов в письменной форме, чтобы власть короля проявилась во всех уголках королевства. В качестве монарха, ответственного перед Богом за души подданных, Карл уделял немало внимания делам Церкви, учреждая епархии, назначая епископов и аббатов, поучая и наставляя. Капитулярии были сборниками не только законов, постановлений, но и проповедей.

Обширнейшая деятельность Карла на ниве образования посвящена той же задаче - христианскому воспитанию. С юных лет он питал уважение к просвещению. Ему принадлежат указ о создании школ при монастырях и капитулярий об образовании, где предписывалось обязательное обучение для детей свободных людей. Однако последнее распоряжение было невыполнимо в то время. Трудно вообразить всеобщую грамотность в VIII в. При дворе была организована школа, ученики которой готовились к управлению государством.

Карл приглашал к себе со всей Европы просвещённых людей и многих из них назначал на высшие государственные и церковные должности. Некоторые из них составили учёный кружок, названный Академией, членом которой был сам Карл, носивший там прозвище Давид (в честь библейского царя, служившего примером боголюбивым монархам). Эта Академия была чем-то средним между собранием друзей и учёным сообществом, где в свободной беседе, даже на пиру, обсуждались философские и богословские вопросы, сочинялись и читались стихи. Проявлявшийся при дворе Карла интерес к теологии и латинской словесности даёт право историкам называть его эпоху "каролингским возрождением". Как известно, так называют времена, когда люди стремятся подражать образцам античной культуры, выражая свои мысли и чувства на языках древних греков и римлян. Это "возрождение" было поверхностным, ограниченным пределами узкого кружка - скорее придворной игрой и забавой. Но зато оно показывает, что обширнейшие реформы были под силу только государю, способному широко мыслить и действовать во имя великих целей. Обращение к античности меняло взгляд на окружающий мир, и не случайно именно Карл приказал составить грамматику франкского языка, собирать германские песни.

В быту этот римский император оставался германским королём: он носил национальную одежду - рубаху, штаны и плащ - и только в Риме в знак уважения к Папе облачался в одежды римского патриция. Согласно тому же германскому обычаю, у него было несколько жён, из которых одна считалась главной, тогда как христианские законы категорически запрещали подобное. От трёх жён и пяти наложниц он имел семь сыновей и восемь дочерей. Из трёх законных сыновей - Карла, Пипина и Людовика - пережил отца только младший. Дочерей он настолько любил, что не желал выдавать замуж, и отчасти поэтому им приписывают достаточно вольное поведение.

Карл Великий умер 28 января 814 г., как писали хронисты, от лихорадки. Его империя просуществовала недолго и по Верденскому договору 843 г. была разделена на три государства, два из которых - Западно-Франкское и Восточно-Франкское - стали предшественниками нынешних Франции и Германии. Образ Карла после его смерти стал легендарным. Ещё в раннее Средневековье имя Карла в латинизированной форме - Carolus - стало в Восточной Европе титулом "король". В эпических поэмах Карл предстаёт то мудрым и строгим, то добрым, но слабым, то хитрым и коварным. Очевидно, что Карл Великий был значительнейшим государем Каролингской эпохи, в ходе которой общество стало сложнее, укрепилась зависимость слабого от сильного, а в качестве сильных утвердились те, кто нёс государственную службу, получали от государя землю, а от земли - власть над кормящимися с неё. Таких людей, на которых опиралось государство, стало гораздо больше. В эту эпоху возросла важность такого качества, как верность, а государственное дело требовало уже не только сильной личности, но и просвещённого монарха. И хотя Карла нельзя так назвать, именно он стоит у истоков будущей традиции просвещённого правления.

Карл Великий опередил своё время. В некотором смысле его реформы были навязаны народу, только близкие сподвижники понимали его дело, а среди знати у него было много врагов. Если империя Карла распалась, то составлявшие её народы продолжали жить в очерченных им границах в тесном общении друг с другом.

Личность Карла Великого, без сомнения, незаурядна. Нас и ныне поражают реформаторский характер его государственных забот, любовь к просвещению, глубина религиозных переживаний, связанных с поиском внутренней опоры.

 

Другие записи

10.06.2016. ГЕНРИХ IV (Король Франции)
Генрих IV Наваррский. Лувр. Париж. Известный французский писатель Морис Дрюон назвал один из своих исторических романов "Когда король губит Францию". События этой книги происходят в XIV в. и не имеют…
10.06.2016. ЖАННА Д'АРК
  Жан Август Аоменик Энгр. Жанна д'Арк на коронаиии Карла VII в Реймсском соборе. 1854 г. Лувр. Париж. Жанна д'Арк - героиня французского народа, возглавившая освободительное движение против…
10.06.2016. ЮСТИНИАН (император Византии)
  Император Юстиниан. Мозаика в Равенне. VI в. Будущий император Византии родился около 482 г. в маленькой македонской деревушке Таурисий в семье бедного крестьянина. В Константинополь…