Прекрасные Афины (культура Древней Греции)

Слава об Афинах, как об одном из красивейших городов мира, привлекала в них множество иностранцев. К тому же афиняне, создавшие свое благополучие во многом за счет торговли, воспитали в себе привычку с большой терпимостью относиться к чужим обычаям - ведь иначе не сможешь выгодно торговать. "Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осел!" - говорили местные жители.
Особую известность снискали Афины благодаря своим искусным гончарам и художникам, жившим в городском районе под названием Керамик. Эти мастера умели создавать великолепные расписные вазы, секрет производства которых ныне утерян.
В 6 в. до н. э. вазы украшали чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже поступали наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому эти вазы называют краснофигурными. В наших современных музеях такие изделия считаются одними из самых ценных экспонатов.
Афины были застроены таким образом, что их центром являлась площадь - Агора. на которой происходила и рыночная торговля. Одну из частей Агоры занимали правительственные здания.
Афины восхищали своей архитектурой и произведениями скульптуры. На вершине Акрополя - холма-с крутыми и обрывистыми склонами - находились храм богини Афины - Парфенон и бронзовая статуя богини, которую создал гениальный скульптор Фидий. На том месте Акрополя, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, был построен храм Эрехтейон. В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли каменные фигуры юных девушек. Рядом росло старое оливковое дерево, выросшее, как верили греки, из копья богини Афины.
Очень любили афиняне скульптуры атлетов. Признанными мастерами здесь были ваятели Мирон и Поликлет.
Афинские граждане отличались высокой культурой. И детей своих старались воспитать культурными, физически совершенными людьми. Так, мальчика из зажиточной семьи в семь лет передавали рабу - педагогу (в переводе с греческого - "сопровождающий ребенка"). Педагог ежедневно водил его в школу, нес письменные принадлежности и музыкальные инструменты.
Младшие ученики учились писать на дощечках, натертых воском. Буквы выдавливали острым концом металлической или костяной палочки. Называлась она стиль. Старшие ученики наряду с дощечкой и стилем пользовались при письме папирусом и тростниковым пером.
В школах учили читать и писать, считать, рисовать. Прививали любовь к литературе, стихам Гомера и других поэтов. Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком. Поэтому дети учились играть на флейте и других инструментах, овладевали искусством хорового пения.
Для девочек школ не было. Мать передавала дочерям те знания, которые имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное - домоводству.
С двенадцати лет у мальчиков начинались занятия в спортивной школе - палестре (от слова "пале"-борьба).
Взрослые афиняне, желавшие продолжать занятия гимнастикой, посещали один из трех афинских гимнасиев. Гимнасии имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед.
Кроме того, в гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым будут высокообразованные люди, ученые. Они обучали красноречию - умению выступать с речами в народном собрании и судах.
Греки любили зрелища. Поэтому театр был у них в большом почете. Театр, который так и переводится - "зрелище", возник в Греции более 2,5 тыс. лет назад. Его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса - покровителя виноделов. Позже поэты стали сочинять для театра пьесы, а строители строить, для представлений здания. Такие здания появились почти во всех городах Греции и, разумеется, в Афинах. Греческие театры располагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей. Здание театра состояло из трех частей,
Одна часть театра - места для зрителей. Вторая - орхестра, круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор. Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре постройка. К ее стене прикрепляли декорации, разрисованные доски или полотнища.
В греческом театре было два главных вида представлений - трагедия и комедия.
Афины процветали во многом благодаря труду рабов. Однако, к чести афинян, они не позволяли себе жестокого обращения с невольниками, хотя и называли их "говорящими орудиями". Недаром в Аттике не было ни единого восстания рабов.

Другие записи

10.06.2016. Греческая колонизация
В 8-6 вв. до н. э. греки основали десятки колоний на берегах Средиземного и Черного морей.Угроза голода и долгового рабства заставляла греков покидать родные селения и города в поисках счастья на чужбине.…
10.06.2016. Греческие полисы. Афины
После дорийского нашествия земли Эллады на многие десятилетия пришли в упадок. Однако постепенно люди возвращались на некогда обжитые места. Возникали и новые поселения, которые с течением .времени разрастались…
10.06.2016. Марафонская битва
В 6 в. до н. э. азиатские поселения греков оказались под владычеством огромной Персидской державы. В начале 5 в. до н. э. могущественный царь Дарий задумал подчинить себе всю Элладу. Этому предшествовало…
10.06.2016. Общегреческие игры
Наибольшую известность и признание в Древней Греции имели Олимпийские игры, которые проводились в Олимпии один раз в четыре года и были посвящены Зевсу. На время игры запрещались войны и путники, шедшие…
10.06.2016. Александр Македонский - завоеватель
В 334 г. до н. э. 30 тыс. пехотинцев и 4 тыс. всадников под предводительством Александра Македонского переправились через пролив Геллеспонт, отделявший Европу от Азии, для того, чтобы завоевать мир. Перейдя…