ДРЕВНЕЙШИЕ СИСТЕМЫ ПИСЬМА

Где и когда возникли

Первые системы письма возникли в Египте и Шумере приблизительно в то же время, когда образовались древнейшие государства (конец 4 тыс. до н. э.); возникновение письма было связано с потребностями государственной власти (учет податей, взимавшихся с населения, запись указов и распоряжений правителя), а также с нуждами усложнившегося религиозного культа (запись гимнов богам, молитв и заклинаний).

Обе древнейшие системы письма возникли на основе рисунков; возникли самостоятельно, без чужеземного влияния.

Древнейшее письмо не было алфавитным (буквенно-звуковым), распространенным ныне в большинстве стран мира. Оно содержало словесные знаки, звуковые знаки и определители; общее число знаков сравнительно с числом букв в алфавите было велико (в Египте приблизительно 700, в Шумере около 1000).

Овладеть древнейшим письмом можно было лишь в результате многолетнего обучения.

Особенности письма Египта

Наиболее очевидным признаком египетских знаков является их рисуночный облик. В торжественных надписях на камне он сохранился неизменным с древнейших времен до 3-4 вв. н. э. Греки назвали рисуночное письмо египтян "священными вырезанными знаками" - иероглифами. Однако в повседневном употреблении знаки египетского письма утратили свой рисуночный облик. В скорописи последний стал просматриваться лишь в редких случаях.

Рисунками египтяне передавали значение отдельных слов:  - солнце, - месяц. - лодка. Таким способом не передашь значение всех слов. Поэтому египтяне сделали шаг к звуковому письму. Рисунком стали передавать уже не только то или иное слово, но и те согласные звуки, которые входят в это слово. Так, египетское слово дом включало два согласных звука пир. Поэтому знак, изображающий план дома , мог означать как слово дом, так и и слово выходить, которое содержит те же согласные звуки (п и р). При этом названные слова произносились различно:

дом - видимо, как "пэр", а выходить - видимо, как "пирэ". Но писались они одинаково, поскольку в египетском письме не существовало знаков для гласных звуков. Если в тексте стоит только один знак , то он означает "дом".

Если же к этому знаку присоединено изображение шагающих ног - • , то оба знака вместе означают "выходить". Знак, изображающий ноги, играет роль определителя понятий.

Знаки-определители не читались, а лишь служили подсказкой к пониманию содержания текста. Например:

- план города; определитель к словам, обозначающим названия населенных пунктов;

- шкура с хвостом; определитель к словам, обозначающим животных;

 - определитель к словам женщина, мать. сестра и т. д.

Любой знак мог обозначать либо слово, либо согласный звук (или сочетание двух, трех, иногда даже четырех согласных), либо определитель понятий. Например, знак, напоминающий своим графическим изображением яму с водой -, обозначал в одном случае слово колодец, в другом - сочетание двух согласных хм, в третьем - тот же знак не читался, а лишь подсказывал, что речь в тексте идет о прудах, болотах и т. п.

Папирус. Первый материал, специально изготовленный для письма, был папирус. Египтяне выбирали растения папируса с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на полоски шириной до 8 см. Полоски клали на гладкий стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась сплошная кладка из двух слоев. Поверх нее клали плоский камень: под действием его тяжести из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист, похожий на бумагу. Этот писчий материал, как и нильский тростник, из которого он изготовлен, называют папирусом.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).

Письменные принадлежности египтян состояли из заостренной тростинки, небольшого горшочка с водой и пенала с двумя углублениями для разведения сухих чернил (черные изготавливались из сажи, красные из охры).

Благодаря сухому климату Египта многие свитки папируса с древними текстами дошли до наших дней.

Особенности письма, возникшего в Шумере

Древнейшие знаки в Шумере, как и в Египте, имели графическое изображение. Они представляли собой рисунки людей, животных, растений и т. п. Основным материалом для письма была глина. Знаки выдавливали на глиняных плитках (так называемых табличках) заостренной палочкой, при этом верхняя часть проводимой на глине линии приобретала клиновидное утолщение. Постепенно знаки утратили сходство с первичными рисунками; каждый знак теперь состоял из одного или нескольких клинышков в разных сочетаниях. Отсюда название письма - клинопись, данное европейскими учеными в новое время.

Значение клинописных знаков. Как и в Египте, один и тот же знак мог употребляться в трех вариантах: как словесный, как звуковой и как определитель. Однако в отличие от египетского письма клинописные знаки передавали сочетание согласных и гласных. Такие знаки обычно называют слоговыми. Но, строго говоря, это неточно, поскольку знак передает не слог, а определенную последовательность согласных и гласных (согласный + гласный, гласный + согласный, согласный + гласный + согласный) независимо от того, как эти сочетания в языке распределяются по слогам.

Благодаря тому что знаки передают сочетания согласных и гласных, клинописный текст часто понятен и без знаков-определителей. Поэтому в клинописи их имеется лишь ограниченное число (около двадцати).

Распространение шумерского письма в странах Запад-вой Азии. Несмотря на многие неудобства использования клинописи и глиняных табличек, во 2 тыс. до н. э. другого более удобного средства для записи звуковой речи не существовало. Клинопись была заимствована у шумеров соседними народами - вавилонянами, хеттами, урартами и приспособлена для письма на их языках.

Писцовые школы в Египте и Двуречье

Уже в 3 тыс. до н. э. в обеих странах было много школ. Выпускник школы - писец - не только умел читать и писать, но был для своего времени образованным человеком. Писцы гордились своими умениями и знаниями (даже фараон и его вельможи не гнушались звания писца). В Египте писцы занимали руководящее положение в обществе, были избавлены от тяжелых физических работ и податей.

Выпускники школ становились государственными служащими, писцами при храмах, учителями школ.

Труд учителей оплачивался родителями учеников. Образование стоило дорого. Поэтому большинство учащихся были выходцами из обеспеченных семей; однако иногда образование получали и сыновья бедных людей.

Ученики в школах были приходящие. Занятия велись под открытым небом (при храме, на плоских крышах домов и т. п.). Обучение письму начиналось с зазубривания учеником знаков письма. Затем давались для переписывания тексты (при школах нередко существовали библиотеки). Учеников обучали счету, музыке, знакомили с географией соседних стран. Мальчиков били на каждом шагу за опоздание, за невыученный урок, за плохой почерк и т. п. "Ухо мальчика на его спине",- говорили учителя писцовых школ в Египте.

Девочки - особенно если это были дочери писцов - могли обучаться грамоте дома.

 

Другие записи

10.06.2016. Египетское царство
Уже в 3 тыс. до н. э. фараон обладал неограниченной властью и распоряжался в любой из нескольких десятков областей, на которые делился Египет. Назначал и смещал со своих постов высших руководителей…