Вавилонское царство

Расцвет Вавилонского царства (18 в. до н. э.). Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).

Как и египетские фараоны, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Хаммурапи назначал правителей областей и городов, руководил войском, по его приказу проводились каналы и т. п. Однако в отличие от фараонов сам царь, по представлениям вавилонян, богом не был: он получил свою власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю.

Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу (вельможам, сборщикам налогов, пастухам царских стад и т. д.). Землею - полем и садом - наделялись также воины.

Общины земледельцев в Вавилонии. Община являлась объединением земледельцев, живущих по соседству.

В отличие от Египта в Вавилонии наряду с царскими землями существовали земли, принадлежавшие общинам. Земля каждой общины была поделена между семьями на участки, которые передавались по наследству.

Общинники обрабатывали участки с помощью собственного скота.

Общинники следили за состоянием оросительных сооружений (каналов, заградительных насыпей) на территории своей общины. За порядок на этой территории также отвечала община (если кто-нибудь был ограблен на ее земле, а преступник не найден, то общинники совместно возмещали ущерб потерпевшему).

Общинники платили налог (зерном и другими продуктами) в царскую казну.

Подобные общины земледельцев существовали не только в Вавилонии, но и в большинстве древних стран Азии (о существовании общин в Египте ничего не известно).

Законы царя Хаммурапи. Крупнейшим событием в истории всего Двуречья было создание свода законов, изданного от имени вавилонского царя Хаммурапи. В странах Древнего Двуречья эти законы считались образцовыми, их изучали и переписывали на протяжении полутора тысяч лет.

Ученые нового времени разбили текст законов на 282 параграфа.

За убийство, грабеж, кражу, укрывательство беглого раба и многие другие преступления полагалась смертная казнь. Членовредительство каралось в соответствии с древним обычаем "око за око, зуб за ауб" (т. е. равным за равное). В законах сказано:

Если человек выколол глаз человеку, то ему самому следует выколоть глаз.

Если человек выбил зуб человеку, то ему самому следует выбить зуб.

По законам свободные люди несли ответственность за нерадивую работу.

Если общинник не укрепил насыпь на своей земле и вода прорвала ее, затопила поля соседей, то виновный обязан возместить убытки.

Если строитель построил дом так, что он обвалился, то строитель должен отстроить дом за свой счет.

В законах неоднократно упоминаются рабы, в основном это были чужеземцы; рабы рассматриваются как вещь, которую можно продать и купить.

Свободных вавилонян царь, как глава государства, стремился оградить от бессрочного порабощения. В законах сказано: если человек не может вернуть долг, он отдает в долговую кабалу свою жену, сына или дочь; при этом раб-должник будет служить в доме заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить его на свободу.

В своде законов Хаммурапи подробно рассматриваются отношения между людьми:

устанавливаются правила заключения брака, усыновления, основания для развода, порядок наследования имущества;

оговариваются размеры платы за услуги лекарю, портному, кожевнику, плотнику и т. д.;

определяются условия получения во временное пользование дома, поля, сада финиковых пальм, быков и ослов.

Издание свода законов ограничивало произвол властей и способствовало установлению правопорядка в стране. В известной степени Хаммурапи был прав, когда во вступлении к тексту законов заявлял, что он дал "сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого".

Особенности религиозных верований. Как и египтяне, жители Вавилонии обожествляли природу. Почитали богов неба, солнца, луны, земли, воды.

Главным женским божеством была Иштар - богиня плодородия и любви; она также помогала женщинам при родах.

Когда Вавилон превратился в столицу большого государства, бог-покровитель этого города Мардук стал почитаться главным богом, царем богов.

В отличие от египтян вавилоняне представляли себе царство мертвых страшной, темной, полной пыли подземной страной. Там обитают злые духи. Пища умерших горька, вода солона, питьем могли служить и помои. Чистую воду разрешалось пить только павшим в бою и тем умершим, чьи родственники принесли обильные жертвы богам.

 

Другие записи

10.06.2016. ДРЕВНЕЙШИЕ СИСТЕМЫ ПИСЬМА
Где и когда возникли Первые системы письма возникли в Египте и Шумере приблизительно в то же время, когда образовались древнейшие государства (конец 4 тыс. до н. э.); возникновение письма было связано…