Три ступени обучения: школы — начальная, грамматическая, красноречия

Грамотность была широко распространена в Древней Италии. В богатых семьях отец сам учил сыновей чтению, письму и счету (или же поручал это грамотному рабу). Бедные родители отправляли детей в начальную школу, которых было множество. Располагалась такая школа в каком-нибудь пустующем помещении, а порой в портике, отгороженном от улицы занавеской. В начальной школе девочки и мальчики учились вместе (примерно от семи до двенадцати лет). Главными мерами воздействия на них были брань и побои. Учителя не обладали широкими знаниями, соответственно плата за обучение была невелика.
В западных провинциях (Испании, Галлии, Дакии и др.) повсеместно возникали начальные школы, где дети местных жителей обучались на латинском языке; в восточных провинциях, где преобладало грекоязычное население в школах, обучение велось на греческом языке.
Дети состоятельных родителей продолжали учиться в грамматической школе; известно, что в I в. до н. э. в Риме было больше двадцати таких школ. Учителя в них обычно были людьми всесторонне образованными. Они знакомили мальчиков с древними мифами, именами многочисленных богов, с произведениями греческих и римских поэтов (Гомеpa, Вергилия и др.); давали ученикам сведения по истории, географии и другим наукам.
Закончив обучение у грамматика, юноши поступали в школу красноречия. Искусство красноречия, иначе - ораторское искусство (по-гречески - риторика), привезли в Рим греки; они же стали его преподавать. Обучение стоило дорого и было доступно немногим. Учеников знакомили с речами знаменитых греческих ораторов (Перикла, Демосфена и др.), поэтому знание греческого языка было обязательным. В 1 в. до н. э. появились школы красноречия с обучением на латинском языке (примерами для подражания служили речи замечательного римского оратора Цицерона).
Во времена республики юноши - будущие трибуны и -консулы, готовящие себя к управлению государством, учились в школах красноречия искусству убеждать граждан в своей правоте. Во времена империи, когда власть находилась в руках одного человека, речами уже нельзя было повлиять на ход дел в государстве. Теперь в школах красноречия юношей готовили к выступлениям в судах в качестве обвинителей и защитников, что было в Риме доходной профессией.