ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Возникновение древнейших городов в долине реки Инд (3 тыс. до н. э.)

Только из раскопок археологов мы знаем об этих городах. Не сохранились даже их древние названия (ныне мы именуем их по названиям мест, где производились раскопки,- Мохенджо-Даро. Хараппа и др.). Улицы городов пересекались под прямым углом. В удобных и вместительных домах из обожженного кирпича жила знать. Бедный люд селился в камышовых хижинах на городских окраинах.

Археологи нашли красивую посуду, золотые и серебряные украшения, детские игрушки. Найдены также сотни небольших плоских печатей из камня, на которых вырезаны изображения животных и значки-письмена. Ученые пытаются разгадать их смысл: надписи кратки и содержат лишь имена, сведения о календаре, небесных светилах, жертвах богам.

Города опустели около 4 тыс. лет назад. И сейчас никто не может сказать, что за люди построили эти города и почему вынуждены были их покинуть.

Переселение в Индию арийских племен (с 13 в. до н. э.)

Кочевые племена ариев переселялись в Индию с северо-запада (проникновению чужеземцев с северо-востока препятствовали горы Гималаи). Постепенно арии заняли большую область между реками Инд и Ганг, перешли к оседлости;

наряду со скотоводством стали заниматься земледелием.

Арии владели способом добычи и обработки железа. Благодаря железным топорам арии вырубали джунгли в долине Ганга и расчищали землю под поля.

Приблизительно в 7-6 вв. до н. э. в долине Ганга образовалось много небольших государств ариев, во главе которых стояли раджи (первоначально - племенные вожди, затем - цари).

Принадлежность каждого индийца к одной из четырех варн

Варны имеют следующие названия: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, военная знать), вайшьи (земледельцы-общинники), шудры (слуги).

Под варной (в учебной литературе вместо этого индийского слова часто используется европейского происхождения слово каста) понимается группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к варне передавалась по наследству.

Индийцы верили, что каждая варна произошла из какой-либо части тела бога Брахмы (так, брахманы появились из его рта - поэтому они знают, как произносить молитвы;

шудры возникли из запыленных ступней ног Брахмы - поэтому они ниже индийцев из других варн).

Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Хуже всего жилось тем из шудр, которых называли неприкасаемыми. Люди из других варн боялись даже прикоснуться к этим "презренным" существам. Неприкасаемые занимались самой черной работой (уборкой мусора и нечистот и т. п.).

Особенности древних религиозных верований

Подобно другим народам индийцы поклонялись животным (льву, обезьяне, слону, змеям), обожествляли силы природы.

Особенностью веровании индийцев было представление о переселении душ. Каждый человек, зверь, птица, насекомое имеет душу. После смерти живого существа его душа не отправляется в страну мертвых, а переселяется в другое существо. Поэтому человек может после смерти родиться животным, а животное - человеком.

Кем станет человек после смерти - зависит от его поведения. За дурные поступки брахман может в следующий раз родиться неприкасаемым; пьяница - червяком, а вор - крокодилом. Лишь те, которые будут покорны своей участи, искупят свою вину и прегрешения, при новом рождении опять станут людьми. При этом человек низшей варны мог надеяться на то, что он родится вновь кшатрием (знатным воином) и даже брахманом.

Учение о переселении душ предполагает личную ответственность человека за свои поступки.

Возникновение нового религиозного учения - буддизма (5 в. до н. э.)

Основателем этого учения был индийский царевич Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (что означает Просветленный).

Будда учил:

всякая жизнь есть страдание (никто не может избежать болезней, потерь близких, старости и самой смерти; в ожидании их неизбежного прихода человек постоянно находится в состоянии беспокойства и страха, вот почему он не может быть счастливым);

прекращение страданий в освобождении от желаний (прежде всего от желаний суетных, желаний богатств и удовольствий);

освободиться от желаний может тот, кто ведет праведную жизнь (Будда призывал не убивать, не красть, не лгать, не испытывать ни к кому злобы и зависти).

Согласно учению Будды, праведник освобождался от новых рождений и был готов к переходу в нирвану. Под нирваной буддисты понимали не достижение счастливой вечной жизни в каких-либо иных, неземных условиях (как в других религиях), а особое состояние свободы, покоя и блаженства.

Будда не придавал значения тому, к какой варне принадлежат его ученики; главным, для него были личные достоинства человека, а не. его происхождение.

В 3 в. до н. э. царь Ашока объединил под своей властью почти всю Индию и принял буддизм. Во все концы своей огромной державы он рассылал проповедников нового учения. Постепенно буддизм распространился и за пределами Индии (в России буддизм исповедуют калмыки, буряты и др.).

Буддизм - одна из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом), самая ранняя по времени возникновения. Мировыми эти религии называются потому, что последователем каждой из них может стать любой человек независимо от его национальности, пола и общественного положения. Каждому обещано спасение: в христианстве и исламе души праведников избавлены от страданий; завершив свою земную жизнь, они блаженствуют в раю. В буддизме спасение состоит в достижении нирваны (ее можно достичь и при жизни, но полностью переход в нирвану возможен только после смерти).

Основные хозяйственные и культурно-исторические достижения древних индийцев

Впервые стали производиться сахар (из сока сахарного тростника), ткани из хлопка.

Возникла привычная для нас десятирично-позиционная система, (значение цифры зависит от ее места в записи числа).

Придуманы шахматы.

Создана богатейшая литература (поэмы "Рамаяна" и "Махабхарата", нравоучительные рассказы, басни и др.).

Возник буддизм - самая древняя мировая религия, обращенная ко всему человечеству.