Цивилизации Востока и Запада в древности. От появления первобытного человека до образования древнейших государств

Проблема происхождения человеческой цивилизации на Земле закономерно рождает вопрос о времени появления жизни на Земле, человекоподобных людей, человека разумного homo sapiens и, наконец, человека современного типа.
Для ответа на этот вопрос целесообразно воспользоваться геологической периодизацией, которая прошлое земной коры делит на четыре эры - архейскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую.
Архейская эра - только во второй половине архейской эры, которая продолжалась около 1,5 млрд. лет, на Земле возникла жизнь, первоначально в виде первейших организмов, затем водорослей, губок, кишечнополостных, моллюсков, кольчатых червей.
Палеозойская эра продолжалась около 325 млн. лет. Тогда появились на Земле рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся и наземные споровые растения.
Мезозойская эра характеризуется развитием исполинских пресмыкающихся. Продолжалась она около 115 млн. лет.
Кайнозойская эра - длится по сей день. В кайнозойской эре выделяют два периода: третичный и четверичный. Из четвертичного периода выделяют еще третий период, который называют современным. По приблизительным подсчетам, третичный период начался около 69 млн. лет назад, четвертичный - 1 млн., современный - 14 тыс. лет назад. Кроме того, четвертичный период еще разделяют на две эпохи - плейстоцен (предледниковая и ледниковая эпоха) и голоцен (послеледниковый период).
Таким образом, первые человекоподобные обезьяны, человек современного типа и человеческая цивилизация зародились и развились в кайнозойскую эру, четвертичный период.
Следует отметить, что более столетия идет спор о том, откуда произошел человек - из Африки или из Азии, и, тем не менее этот вопрос до сих пор не получил своего окончательного решения. В тот или иной период времени начинает приобретать большое количество сторонников то африканская, то азиатская точка зрения - все зависит от последних археологических открытий. В настоящее время большинство исследователей, занимающихся данной проблемой, все же склонны считать, что человек делал свои первые шаги в Африке. Именно в Восточной и Южной Африке обнаружено наибольшее число ископаемых находок, относящихся к раннему этапу антропогенеза, причем они представляют, практически все стадии этого этапа.
Самые древние останки человекоподобной обезьяны - дриопитеки («лесные обезьяны») - были общими предками человека и современных горилл и шимпанзе. Обитали в Европе, Азии и Африке - жили в позднее третичное время (5 млн. лет назад), имели строение зубов очень схожее с человеческим. Другими древними останками человекоподобной обезьяны, найденными на юге Африки, датируемыми возрастом 4,5 млн. лет, являются «австралопитеки» («australis» - южный, «pithecos» - обезьяна). Объем черепа - 600-700 куб.см., что значительно больше объема черепа обыкновенной обезьяны. В 1935-1951 годы были найдены останки не менее 30 особей этой обезьяны. Это был прямоходящий примат, питался растительной и животной пищей. Большой палец верхней конечности австралопитека противопоставлялся остальным пальцам и, в отличие от большого пальцев у современных антропоидов, был сравнительно велик. Благодаря этому, австралопитеки могли выполнять работу, недоступную обычным обезьянам. Обладал более вертикальной посадкой головы, что способствовало ускоренному развитию мозга. Останки различных мелких животных, в числе которых находилось и много обезьян с признаками насильственной смерти, говорит о том, что австралопитеки употребляли все это в пищу. Мясная пища оказывала большое влияние на развитие мозга австралопитеков, так как доставляла мозгу необходимые для его развития вещества в большем количестве, чем раньше, и в более концентрированном, легче усваиваемом виде.
В 1960 году в раннечетвертичных слоях Олдовайских гор (Танзания, Восточная Африка) был обнаружен Homo habilis - человек умелый, его еще иногда называют презинджантроп (Zinj - старое арабское название Восточной Африки). Презинджантроп передвигался на задних конечностях, имел объем мозга 670-680 куб.см. и был близок к современному человеку по строению конечностей и зубов. Он был творцом первых грубых галечных орудий труда. Его возраст - 2,6 млн. - 1,2 млн. лет. Возможно, существовали жилища типа шалашей и ветровых заслонов, о чем свидетельствуют круговые выкладки из камней, служащие в качестве фундаментов. Огонь еще не использовался. Основным занятием была охота на диких быков, лошадей, антилоп, кабанов, бегемотов и собирательство.
Одни ученые считают Homo habilis древнейшим человеком на планете, другие доказывают, что это тупиковая, позже вымершая ветвь в эволюции человека. Третьи, хотя и признают, что Homo habilis - одна из ступеней эволюции, приведшая к эволюции человека, но самого его считают не человеком, а всего лишь «предчеловеком».
Далее в исследовании эволюции человекоподобных обезьян в человека современного типа возникает некое "темное" или "белое" пятно, которое по-разному объясняют разные ученые. Это связано с появлением человекоподобных обезьян с резко увеличенным объемом черепа до 850-950 куб.см. Связывают это с мутационными процессами, проходящими в природе под влиянием повышенного фона радиации, имевшей место в результате активизации процесса горообразования. В «Истории и культуре народов Африки и Латинской Америки» под редакцией А.А. Искендерова утверждается, что примерно за «полмиллиона лет до того момента, как в Восточной Африке появились первые изготовители каменных орудий в районе огромного озера площадью 130 000 кв.км., которое тогда существовало на месте долины Серенги в современной Танзании, отличалась высокая вулканическая деятельность». Это повышенная радиация повлияла на мутационные процессы в растительном и животном мире, повлияла она, видимо, и на увеличение умственных способностей предлюдей, превратила, постепенно, в человека современного типа.
Так, в конце XIX века были найдены останки еще более высокоорганизованных существ, чем австралопитек и Homo habilis. Это открытие сделал голландский врач Э. Дюбуа. Недалеко от Триниля, на острове Ява и назвал останки этого первобытного человека питекантроп (буквально «обезьяночеловек»). Это было прямоходящее двуногое существо, с объемом черепа 850-950 куб.см. Питекантропы сочетали черты обезьяны и человека: покатый лоб, большой надбровный валик, отсутствовал подбородочный выступ, что свидетельствует о еще нечленораздельной речи. Жили питекантропы в лесу. Питекантропы начали изготавливать более совершенные орудия труда. Они научились заострять орудия из дерева, при этом обжигая острие палки на огне или обрезая его острыми камнями. Орудия труда из камня делали из целых галек, причем грубо отесанных только на одном конце, либо с двух сторон. Однотипные орудия труда были обнаружены и в Китае, недалеко от Пекина, и на африканском материке - в Кении, Марокко, Уганде, Танганьике, а также в долине реки Вааля, и в Европе - в долине реки Соммы, у города Амьена (Франция). Причем находки в Европе говорят о вполне сложившейся технике изготовления орудий труда - это были ручные рубила, которые изготавливались путем двухсторонней первичной грубой обивки камня другим камнем - отбойником. Рубила были довольно большими, весом около 1кг и свыше, длиной от 10 до 20 см, с неровными зигзагообразными краями. Нижняя часть рубила заостренная, на широкой верхней его части имеется пятка для упора ладони. Орудие труда такого типа, найденные у селения Шелль во Франции дали название целому периоду в развитии культуры раннего палеолита. Рубила миндалевидной, овальной, копьевидной форм были универсальны по своему назначению. Первобытный человек шельского периода выполнял ими различные действия - рубил, копал землю, резал.
Благодаря находкам многочисленных орудий труда можно сделать вывод, что питекантропы проживали в разных частях планеты: в Индии (в районе Мадраса), в Бирме, в Кашмире, на Яве, в Армении, черноморском побережье Кавказа, Испании, в Северной Африке - в Алжире.
Люди шельского периода вели бродячий образ жизни по берегам рек, озер и в лесах. Обходились без одежды или использовали невыделанные шкуры животных в качестве накидок. Добывать огонь еще не умели. Охотились, в основном, на мелких животных, которых поедали в сыром виде. Занимались собирательством.
Постепенно технология изготовления орудий труда еще более усовершенствовалась: они стали более правильной формы, острее, лезвие выпрямляется, а не зигзагообразное, как прежде. Эти более совершенные орудия труда относятся к ашельской культуре.
Большие изменения произошли и в образе жизни людей. Люди стали жить в охотничьих лагерях, возникают поселения. Жилища строили обычно, вблизи рек или водоемов у троп, по которым животные шли на водопой. Человек стал охотиться на крупных животных: носорогов, быков, слонов, лошадей, оленей.
Часто под жилища использовали и пещерные навесы, гроты. Такие пещерные поселения были обнаружены в гроте Обсерватории, вблизи Монако, у берега Средиземного моря, в пещере Умм-Катафа, к юго-востоку от Иерусалима, в пещере Эт-Табун, на горе Кармел, в северной части Палестины. Например, в пещере Эт-Табун было найдено около 50 тыс. орудий труда. Одних ручных рубил было обнаружено около 8 тыс.
Первые наземные жилища, построенные в ашельский период, имели длину 8-15 м, ширину 4-6 м, с очагом в центре. Жилища сделаны из ветвей, опиравшихся на центральный столб.
В ашельский период люди уже знали огонь и использовали его для обогрева жилищ и борьбы с хищниками, а также для приготовления пищи.
Ашельский период представлен синантропом (от лат. Sina - Китай, то есть китайский человек). 40 особей синантропа были найдены в 30-е годы XX в. в пещере Чжоукоудянь (54 км юго-западнее Пекина). В этой пещере первобытные люди жили в течении не только десятков, но и сотен тысячелетий, за которые накопилась толща отложений более 50 м. Жил этот человек 300 -400 тысяч лет назад, объем его мозга - 1050 - 1225 куб.см. Мозг синантропа имеет асимметричное строение - одна его половина развитее лучше другой. Асимметрия отличается и в развитии рук, кстати, это типично человеческая черта, правая верхняя конечность лучше развита левой. У животных, как известно, все конечности симметричны. Походка синантропа стала устойчивой, более прямая осанка. Меняется лицевая часть черепа: несмотря на то, что по-прежнему невысок лоб, но он становится более выпуклым, уменьшается надбровный валик, нижняя челюсть меньше. Выпрямление положения головы усилило связь гортани и полости рта и привело к изменению формы голосовой щели. Благодаря этому, исчезли нечеткие крики, а вместо них появились звуки с более тонкими оттенками, что существенно отличало первобытного человека от обезьян.
Жили первобытные люди стадами по 20-40 человек, состав стада мог меняться за счет присоединения чужаков. Брачные отношения носили беспорядочный характер и определялись лишь биологическим инстинктом. Кровная связь не осознавалась, счет родства не велся.
Это приводило к множеству конфликтов внутри сообщества. Постепенно перешли к упорядочению половых взаимоотношений через введение всевозможных ограничений - табу. Например, запрет вступать в половые отношения во время охоты, внутри стада.
Далее, в истории развития человечества наступает трудное время - оледенение. Причину некоторые ученые видят в изменении наклона земной оси, уменьшении солнечной радиации.
Ледники двигались с гор, от Ледовитого океана на юг. Они покрывали территорию в несколько миллионов квадратных километров льдом, толщина которого составляла 1-2 км. В центре оледенения оказалась Гренландия, поэтому в Северной Америке ледником была покрыта территория в 3 раза больше, чем в Европе и Азии, и в Северной Азии и Сибири оледенение было слабее, чем в Европе.
Произошло это примерно 100 000 лет назад. Именно в это время на смену ашельской культуры пришла культура мустье (100-40 тыс. лет назад). Название эта культура получила благодаря пещере мустье на берегу реки Везер во Франции. Именно там была найдена стоянка древних людей, названных впоследствии неандертальцами (по названию долины Неандерталь, близ Дюссельдорфа, в Германии).
Неандертальцы более развитые существа, чем питекантропы или синантропы. Это был коренастый, с мощной мускулатурой и массивным скелетом человек. Рост его был небольшой, у мужчин он доходил до 155-165 см. Ходил он, правда, все еще сутулясь, а бегал он, слегка пригнувшись к земле.
Несмотря на то, что у неандертальца низкий, покатый лоб, сильно выступающие вперед надбровные дуги, которые сливаются в сплошной надглазный валик, верхняя челюсть выступает вперед, резцы крупные, лопатообразные, а подбородочный выступ отсутствует; тем не менее, мозг неандертальца уже был достаточно развит и по своему объему достигал 1300-1600 куб.см.
На слепках, которые были сняты с внутренней поверхности неандертальских черепов, легко заметить развитие отдельных долей мозга, связанных с размещением центров высшей психической деятельности: увеличиваются лобные доли, разрастается теменная доля. Соответственно развитию мозга повышается свод черепа и уменьшается наклон лба, округляется затылок.
Жил неандерталец за счет собирательства и охоты. Ел растительную и животную пищу. Причем, из-за похолодания климата, значение собирательства пало, зато возросло значение охоты на крупных животных, дававшей людям, кроме мяса, жира, костей, еще и шкуру. Соответственно дальнейшее развитие получили орудия труда. Они по-прежнему каменные, изготовлены методом скола. Чаще всего это остроконечники и скребла, изготовленные из коротких, широких, треугольных и овальных пластин, были универсальными режущими и раскалывающими орудиями.
Считается, что остроконечниками, в основном, пользовались мужчины-охотники - добивали животных, женщины скреблом сдирали шкуры с убитых животных, соскабливали со шкур жир, подготавливая их для одежды. Основное оружие мужчин - копье.
Охота производилась методом загона животных к обрывам, ямам. Не всегда, в это суровое время, она была удачной, случались длительные голодовки, тогда начиналось людоедство. Причем, костные останки с признаками каннибализма принадлежат на 50% детям, что подтверждает правило: у всех народов, переживших каннибализм, первыми жертвами всегда были дети, за ними следовали люди преклонного возраста, а также больные, не способные к сопротивлению.
Частое голодание приводило к большой смертности людей, особенно часто в раннем возрасте умирали женщины. Примерно 50-60% умирало около 20 лет, единицы разменивали четвертый десяток.
Важным достижением неандертальца было изобретение способов искусственного добывания огня (от удара камня о камень и сверлением дерева).
Останки неандертальцев найдены в самых разных частях земного шара: и в Европе - на территории Испании, Бельгии, Югославии, Франции, Италии; и на Ближнем Востоке - в Палестине, Иране; и в Южной Америке; и на острове Ява; и в Азии - Афонтова гора на реке Енисей под Красноярском.
Совместная трудовая деятельность, борьба за существование сплачивало людей, объединяло в единый коллектив. Люди вместе добывали пищу, несли в общину, вместе и поедали ее.
Таким образом, благодаря успешной охоте и относительной оседлости в эту эпоху, жилища не только защищали от непогоды, но и становились хозяйственной базой.
В этот период начинает складываться материнская родовая община, в которой ее члены связаны узами родства. Именно мать играла в тот период особую роль в жизни общества, поскольку продлевала человеческий род, была хранительницей очага, питала сородичей за счет собирательства. Дальнейшие изменения происходят и в брачных отношениях - ограничиваются брачные отношения между родителями и детьми, между единоутробными братьями и сестрами.
Появляются в данный период первые захоронения. Людей хоронили в лежачем состоянии с подогнутыми коленями, руки согнуты в локтях, кисти рук находились возле лица. Это говорит о довольно развитых мыслительных способностях. Человек начал думать о себе, о жизни, смерти, видимо начали складываться религиозные представления.
Всюду, где найдены останки неандертальского человека, в верхнем палеолите его заменяет человек современного типа - Homo sapiens (человек разумный), который проживал в верхнем палеолите (поздний каменный век).
Иногда Homo sapiens называют кроманьонцами (по названию грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 г. были обнаружены 5 человеческих скелетов вместе с каменными орудиями и просверленными раковинами). Длительность периода верхнего палеолита археологами определяется XV-XVI тыс. лет до нашей эры.
Бесспорным доказательством перехода от неандертальца к человеку современного типа являются останки, найденные в палестинской пещере Эс-Схул, на горе Кармел, в которых сочетаются как древние неандертальские черты, так и черты, характерные для современного человека. Высота черепной коробки близка к высоте черепа среднего современного человека, более выпуклый лоб, сходное строение затылочной части черепа (это говорит о прямохождении), появляется подбородочный выступ, который отсутствовал у неандертальца, что свидетельствует о хорошо развитой членораздельной речи. Устройство стопы и позвоночника также похожи.
Человек современного типа развился из неандертальца не везде, а в наиболее благоприятных в климатическом отношении регионах земного шара: в Средиземноморье, в Передней и Средней Азии, на Кавказе, Крыму; прочие вымерли бесследно.
С этого времени тип человека «разумного» в основных чертах остается неизменным. Уже в этот период развития человечества сложились местные, различные друг от друга типы, которые никоим образом не противоречат факту единства человечества как биологического вида. На основе отличий и сформировались разные человеческие расы.
Существуют три расы человечества, сложившиеся еще в эпоху верхнего палеолита:
Негроидно-австралоидная;
Европейско-азиатская (население Европы, Северной Африки, Северной Индии, Передней Азии);
Азиатско-американская или монголоидная (население Китая, Центральной и Северной Азии, Юго-восточной Азии, индейцы Америки).
Эти расы не существуют отдельно, а связаны между собой переходными, промежуточными типами. В чистом виде расы не существуют, они постоянно смешивались в ходе своего исторического развития. Расовые различия - явление второстепенное, оно не может служить аргументом против факта биологического единства всего человечества. Правда, существует, и иная точка зрения на происхождение человека современного типа, которая утверждает, что человек имеет разных предков и этим объясняется разные темпы развития цивилизаций. Так, европеоидов выводят от неандертальцев, на роль предков негроидов определяют людей из Брокен-Хилла (Африка), а монголоиды, как считают некоторые исследователи, являются потомками синантропов. Но серьезных доказательств в подтверждение данной гипотезы представлено не было.
Человек разумный выступает как настоящий мастер в изготовлении орудий труда. Во-первых, орудия труда более совершенны, так как человек, видимо, неплохо изучил структуру камня и одним точным ударом в нужном направлении мог отколоть целые острые пластины, научился мелкими сколами затачивать куски камня. Во-вторых, ассортимент орудий труда резко увеличился: резцы, скребки, тесла, ножи, проколки, острия, наконечники ножей, острог, дротиков, копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями. Стали снабжать орудия труда рукоятьями.
Усовершенствовалась технология охоты на животных - появились механические действующие ловушки и западни, об этом рассказывают рисунки в пещерах. Уже в это время научились заготавливать продукты впрок. Одна из кладовых была обнаружена в с. Костенки, под Воронежем, там мясо хранилось в вяленом, сушеном и мороженном виде, жир и сало находились в мешках и пузырях из шкур животных.
Появилось рыболовство. Добывали лосося. Ловили сетями, каменными крючками, но чаще всего гарпуном.
На севере преобладала охота на мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей, бизонов (Западная и Восточная Европа, Северная Азия), на юге главным занятием было собирательство.
Например, останки мамонтов обнаружены более чем в 200 местах на территории современной Белоруссии.
Жили в землянках четырехугольной формы до 3-х метров глубиной. Часто в качестве крыши использовали кости крупных животных. Так, например, при раскопках палеолитического жилища в Гонцах на Украине, выяснилось, что при строительстве землянки использовали кости 30 мамонтов. Судя по многочисленным кремневым и костяным остриям - проколкам, костяным иголкам с миниатюрными отверстиями для нитей, у людей того периода уже существовала скроенная и сшитая одежда из специально выделанных шкур. Как свидетельствует статуэтка, найденная на реке Ангаре, в Сибири - люди ходили в меховых костюмах в виде комбинезона, плотно облегающего тело - на улице; внутри жилища - обнаженными.
Суровый климат заставлял людей держаться вместе - жили родовыми общинами на одной или на нескольких стоянках. Несколько общин объединялись в род. Матриархат. В то время на женщин возлагалось все, что было связано с оседлостью: уход за жилищем, очагом, детьми, хранением продуктов, приготовление пищи, шитье одежды и т.д. Женщины составляли ядро рода и являлись хозяйками в общих жилищах.
Существует мнение, что род возник у некоторых групп людей с относительной оседлостью.
Искусство палеолита представлено наскальной живописью. Например, пещера недалеко от местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, обнаруженная в сентябре 1940 г. демонстрирует богатое изображение животных. Древний человек был прекрасным скульптором - сохранилось много фигурок животных из камня и кости. Первобытные люди создали все виды музыкальных инструментов. Очень рано начал развиваться фольклор. Стали складываться религиозные представления, появилось представление о происхождении данного рода от конкретного животного («тотема»), и связан с этим животным нерасторжимой связью. Считалось, что звери и люди имели общих предков. Звери, как только им захочется, могли снять свою шкуру и превратиться в людей. Давая людям по собственной воле свое мясо, они умирали. Но если люди сберегали их кости и выполняли необходимые обряды, то звери снова оживали, обеспечивая обилие пищи и благополучие общины.
Дальнейшее развитие получило представление о потустороннем мире. Считалось, что находится он в верховьях или низовьях той реки, где жило племя, либо под землей или на острове, окруженном водой. Оказавшись там, души людей добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей, строили жилища и вели жизнь похожую на земную. Иногда считали, что души умерших отправлялись на небо. Хоронили в могилах в скрюченном состоянии, в богато украшенных раковинами, камешками одеждах, с необходимыми предметами домашнего обихода и охоты. Засыпали могилы красной краской, которая олицетворяла кровь - источник жизненной силы и вместилище души.
Следующую ступень в развитии человеческого общества представляют эпохи мезолита и неолита (средний и новый каменный век). Если палеолит длился сотни тысяч лет, то мезолит и неолит имели место с XVII-IV тысячелетия до н.э. Это время предшествует появлению металлических орудий.
Мезолит - переход от палеолита к неолиту, это время еще называют неолитической революцией, неолит - время, когда появляются шлифованные орудия из камня, а также начинается изготовление глиняной посуды.
Начинается мезолитическая эпоха в период потепления климата, заканчивается таянием ледников. Меняются географические очертания берегов, поднимается уровень Мирового океана, изменяется флора и фауна. Освободившаяся от льда территория материков обрастает лесами, появляются новые виды животных. Прежняя технология охоты не подходит.
Для этой эпохи характерны новые методы обработки камня _ микролиты (греч. micros - маленький) - кремневые изделия небольших размеров (длина 1-2 см), разнообразных геометрических форм. Это, по сути отщепы гальки, их вбивали в деревянные палки и использовали в качестве колющих, рубящих и режущих орудий труда.
Именно в этот период изобретается лук со стрелой, что знаменовало, по сути, начало новой эпохи в прогрессивном развитии человека. У людей появилось скорострельное, дальнобойное оружие, меткость и сила боя которого выгодно отличали его от копья. Другое важное изобретение - бумеранг, пролетал до 150 м., при попадании наносил тяжелые раны своим заостренным краем, стали строить лодки для ловли рыбы, усовершенствовали рыболовные крючки, появились гарпуны.
Усовершенствование орудий труда привело к изменению всего образа человека. Примерно с 12 - 10 тысячелетия до н.э. началось постепенное оседание коллективов бродячих охотников и собирателей в обильных растительностью и дичью лесостепных районах ближневосточных предгорий (Палестина, Анатолия, Загрос и др.). Осевшие здесь группы вначале охотились за обитавшими в горах мелкими животными и собирали дикорастущие растения, особенно злаки. Позже (с IX в. до н.э.) они начали приручать животных и одомашнивать некоторые растения, что положило начало скотоводству и земледелию. Процесс приручения животных - дело довольно трудное: всего на планете обитает около 140 тысяч различных видов животных, из них приручено только 47 видов. Первыми домашними животными были собака, козы, овцы, крупный рогатый скот.
Оседлый быт с постоянной пищей способствовал быстрому развитию производства и культуры, что привело к расцвету жилищного и хозяйственного строительства, производству разнообразных орудий труда, керамики для хранения и приготовления пищи, изобретению прядения и ткачества.
Таким образом, стал складываться новый тип хозяйствования, человек осуществил переход от присвающего типа хозяйства к производящему. Люди стали меньше зависеть от капризов природы, сложилась некоторая стабильность существования.
Следствием этого было увеличение рождаемости и выживаемости детей, что, в свою очередь, привело к быстрому приросту населения, а это, затем, сказалось на процессах миграции населения, расселения его на новых территориях. Избыточное население осваивало территории Ближнего Востока, Северной Африки, европейского Средиземноморья, Ирана, Средней Азии, Индии, Китая. На новые места проживания приносили сложившийся образ жизни: общинно-родовую организацию, мифологию, ритуалы, производственные навыки и технологии.
Другим следствием неолитической революции было появление избыточного продукта, за счет которого можно было содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Причем количество избыточного продукта, по мере совершенствования орудий труда, все более увеличивалось. Большое значение, в этой связи, имеет освоение человеком металлов.
В IV тысячелетии до н.э., примерно в одном и то же время в различных областях Европы, Северо-восточной Африки, Азии, человеку стали известны золото, медь, серебро, олово, свинец. Особенно большое значение в хозяйстве имела медь в сплавах с оловом. Конечно, медь по твердости уступала кремнию, зато была более пластичной, долговечной; медный лом можно было переплавлять и изготавливать новые орудия труда. Температура плавки настолько низкая, что можно было медные вещи изготавливать в домашних условиях. К тому же, изготовление каменных орудий труда, которые к этому времени стали шлифованными, было трудоемким делом, которое растягивалось на месяцы.
Изготовление более совершенных орудий труда привело к развитию земледелия (раньше всего в Палестине, Египте, Иране, Ираке, южной части Средней Азии) и скотоводства (оно давало больший эффект, чем охота). В зависимости от природно-климатических условий, начала складываться специализация отдельных племен в производственной деятельности. Таким образом, произошло первое великое общественное разделение труда.
В зависимости от того, каким видам трудовой деятельности занимался человек, менялся его образ жизни. Так, земледельческие племена стали вести прочно оседлый образ жизни. В земледельческих же общинах долго сохранялось высокое положение женщины - матриархат. Скотоводческие племена чаще всего вели полукочевой образ жизни. Племя проживало на одном месте до полного истощения пастбища, потом перемещалось на новое место. В связи с усилением значимости мужского труда развиваются патриархальные отношения.
Земледельческие и пастушеские племена сосуществуют в непосредственном соседстве.
Примерно в середине III тысячелетия до н.э. произошло второе великое общественное разделение труда - ремесло отделилось от сельского хозяйства. Более совершенные орудия труда в сельском хозяйстве (медная мотыга с деревянной рукоятью, лопата, деревянный плуг, приручение осла и коровы и использование их в качестве тягловых животных) позволили людям существовать за счет этого вида трудовой деятельности. В то же время усложнились орудия труда в ремеслах: ткацком, литейном, гончарном. Был изобретен гончарный круг, сплошные колеса, паруса; стала развиваться специализация и здесь. В свою очередь специализация в производстве различных предметов привела к возникновению обмена, пока безденежного. Уже в III тысячелетии до н.э., таким образом, были охвачены территории Междуречья, Тигра и Евфрата с Кавказом, Египтом, Ираком, югом Средней Азии, Китаем.
Развитие производства и обмена обогащали общины и племена, но накопление богатства было неравномерным. Начались междуобщинные и межплеменные войны с целью грабежа. Появились профессиональные воины, военные вожди. Усиливается значение мужчины в семье, продолжают расширяться патриархальные отношения в обществе. Появляется патриархальная семья, в которой женщина играла подчиненную роль. Малая семья постепенно приобретает все большую самостоятельность, она старается накопить имущество и сохранить его в семье, передавая его от родителей детям. Таким образом, закладываются основы частной собственности на средства производства.
Впрочем, существует и иной подход в изложении истории, анализе процесса превращения первобытного общества.
Целый ряд историков, в числе которых Васильев Л.С., считают, «что матриархата как этапа в развитии общества вообще не существовало, что следует говорить лишь об обществах, где господствуют принципы матрилинейности и матрилокальности, причем эти общества ничуть не древнее и не примитивнее патриархальных, просто они иные, функционируют с социально-семейной точки зрения, в несколько иной форме».
Тем не менее, семейно-клановые группы (потомки одной семейной пары чаще всего по одной линии, либо мужской, либо женской) были первичной ячейкой оседло-земледельческого и кочевого общества - это признается всеми учеными. Такие семьи насчитывали по 17-20 взрослых человек. Самое высокое место занимал глава семейства, затем шли взрослые дети; потом дети детей и, наконец, чужаки. Глава группы выполнял самые разные функции: он был и организатором, и администратором, и добытчиком, и судьей. Семьи жили в общинной деревне. Между семьями постепенно начинают проявляться имущественное и социальное неравенство. Руководитель семьи, да и сама семья еще не являются собственниками, все, по-прежнему, считается общим, коллективным. Но значимость главы семейства постепенно усиливается, так как он является главным распорядителем тех материальных благ, которые производят члены его семейства - это поднимает его престиж внутри его семейной группы, семейная группа может поднять авторитет главы как организатора на общинном уровне благодаря своему вкладу в общее дело производства материальных благ.
Одни семьи, благодаря своей жизнеспособности и расторопности, умелому руководству главы семейства более активно накапливают материальные блага, у других это дело осуществлялось медленно и трудно. Неизбежно возникает неравенство внутри общины между семьями. Глава благополучного семейства приобретает авторитет внутри общины и закрепляет его раздачами избыточного продукта всем членам общины (например, в виде угощения во время праздника). Такие главы семейной группы становились, чаще всего, старейшинами общины. Их власть внутри коллектива держалась на авторитете сильного, умного, смелого, удачливого, щедрого руководителя.
«За свою непростую и, главное, необходимую для нормального существования общины работу старейшина обычно получал от глав семейных групп, которым он формально вручал их участки и права на определенные угодья, подарки - вначале спорадические и даже необязательные, но со временем становившиеся нормой и регулировавшиеся обычаем. Эти подарки, равно как и участие всех в строительстве большого дома для главы общины и его жен, всей большой семьи (дом старейшины, как правило, выделялся размерами), являли собой тот эквивалент, который старейшина получал от коллектива за свой общественно-полезный труд. Вначале эти подарки в форме пищи, зерна хранились в амбарах и не вели к заметному обогащению лидера, больше раздававшего, чем получавшего. Но со временем их накапливалось все больше, а глава общины все более определенно превращался в глазах коллектива уже не просто в распорядителя, но в «хозяина земли», раздававшего ее как бы от своего имени и за то имевшего право на налог, которым он был волен распоряжаться по своему усмотрению».
Следующий этап в развитии человеческого общества - объединение соседских общин. Обычно более сильная община подчиняет слабые, старейшины общин-победительниц становятся руководителями первых протогосударственных структур. Таким образом, заканчивается первый период в развитии человечества.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА
НА ВОСТОКЕ И В ЕВРОПЕ
Проблема появления государства на планете как своеобразной формы общественной организации человеческого общества широко обсуждается и дискутируется в научных кругах уже не одно десятилетие и даже столетие. Существует огромное количество теорий и гипотез на данную тему, из которых хотелось бы выделить научную концепции историка востоковеда Л.С. Васильева.
Л.С. Васильев считает, что для появления государство необходимо было наличие и сочетание нескольких факторов.
Фактор первый: большое значение для образования протогосударств имела экологическая среда. Такие процессы лучше всего шли в долинах великих рек, расположенных в теплом и мягком климате с плодородными почвами и регулярными удобряющими их разливами. Второй необходимый фактор - достигнутый обществом определенный уровень производства, включая рациональное использование ресурсов, регулярный обмен с соседями, кооперацию и координацию труда и, как следствие всего этого, устойчивый и имеющий тенденцию к возрастанию избыточный продукт. Фактор третий - необходимый демографический оптимум, то есть определенная плотность населения, даже давление населения в условиях хорошо заселенного окружающего пространства... Именно центр зоны расселения, где плотность наибольшая, становится ареной ожесточенного соперничества соседних лидеров.
Первоначально протогосударственное образование представляла группа общинных поселений, подчиненных центральному поселку - резиденции вождя и его окружения. Вождь должен был выполнять функции административного и хозяйственного руководителя, а также защищать и расширять за счет применения военной силы границы своих владений.
На базе объединения нескольких мелких первичных протогосударств создается сложное составное протогосударство. Этим организмом руководит уже специальный штат администраторов, жрецов, которые имеют специальный штат обслуживающего персонала (слуги, рабы, ремесленники). Расширяется круг профессионалов-воинов, выполняющих роли защитников, захватчиков и полицейских. Более четко выделяются в коллективе различные прослойки, формирующиеся по профессиональному признаку - прежде всего ремесленники: металлурги, гончары и т.д.; торговцы, жрецы.
Часто в протогосударстве вождь одновременно был и первосвященником - конечно, для укрепления собственного авторитета. Сакрализация должности вождя должна была постепенно превратить его из личности в символ. «Отсюда был только шаг до того, чтобы возникло представление о высшем покровительстве сверхъестественных сил, о божественной благодати, которая тем сильнее и больше, чем выше стоит человек на социальной лестнице. В результате обладание сакральной благодатью постепенно превращалось в свойство причастных к власти и их близких родственников».
Отсюда, власть становилась пожизненным правом, а выборы нового вождя - все более редким явлением. Власть становится наследственной, но возникал вопрос: «а кто является наследником, ведь все родственники вождя - носители божественной благодати»? В многочисленном роде вождя стала четко выделяться одна главная линия: от отца к сыну (чаще всего старшему), остальные боковые линии уходили на задний план.
Именно на этапе протогосударства начинают складываться особенности европейской и неевропейского типа цивилизаций. Историки связывают развитие этих особенностей с развитием рыночно-частнособственнического хозяйства.
«Высшая собственность правителя - символа, олицетворяющего коллектив, - производна от реального владения достоянием коллектива и безусловного права распоряжаться его ресурсами и имуществом, причем и то и другое в конечном счете производно от власти. Власть (владение) рождает понятие и представление о собственности, собственность рождается как функция владения и власти. Власть и собственность неразделимы. Перед нами феномен власти - собственность.
На Востоке раньше всего появились первые прото- и государственные структуры и все они имели однотипную организацию. Для восточного устройства общества характерно подчиненное положение собственности по отношению к власти. Именно причастность к власти и должности давало право на присвоение какой-то доли избыточного продукта, которую вырабатывало все общество в целом. Чем выше должность занимал чиновник, тем большую часть избыточного продукта он присваивал себе. Причем, по-прежнему оставалась коллективная собственность на землю, поля, леса, реки. Все владели всем и никто в частности. Так, доход с эксплуатируемой земли получал и обрабатывающий ее крестьянин и собирающий с этого крестьянина налог чиновник и верховный правитель, в казну которого поступали со всех концов государства налоги. Все владели всем и никто в частности. В том смысле, что ни крестьянин, ни чиновник еще не являлись полновластными собственниками этой земли, не могли ни продать, ни купить. Земля принадлежала всему государству в целом. Доходы от ее эксплуатации были у всех разными, в зависимости от того места в обществе, и от того объема власти, которым обладал тот или иной индивид.
Успешное функционирование данной государственной системы теснейшим образом связано с организацией сбора налогов. В это период получила распространение система ренты-налога.
Налог собирался для содержания административного аппарата и лиц, не занятых материальным производством, например воинов. Рента шла на содержание самого верховного правителя.
Система власть-собственность надолго определило особенное развитие восточного общества. Человек при такой системе не значит ничего, важно принадлежать к аппарату управления и важно не быть выброшенным из него, так как в этом случае вы лишаетесь самого источника существования (право пользоваться частью избыточного продукта) и влияния, и авторитета в обществе. Кто же решает - оставить вас в органах управления или нет? Верховный правитель. Отсюда в обществе начинает развиваться система угодничества, заискивания перед власть предержащими.
В античной же структуре главное место заняла частная собственность, которая в соответствии со своими интересами перестроила всю жизнь западного типа цивилизации. Прежде всего, владельцы частной собственности, менее зависимые от общества, рано почувствовали свою индивидуальность, автономность, независимость, появилось чувство самоуважения. Во-вторых, для защиты частной собственности от посягательств неимущих довольно быстро была разработана система законов. В-третьих, собственники захотели принять участие в управлении государством (от лат. общественное дело - res publica), так как это, в свою очередь давало возможность пополнить свою собственность. В-четвертых, изменился морально-психологический климат в обществе, система воспитания - детей стали воспитывать так, чтобы развить их способности и таланты, дать знания, могущие принести какой-либо доход. Стремление приумножить собственность привело к развитию конкурентной борьбы между отдельными ее носителями всеми возможными способами. Сначала - через развитие военного дела, войн захватнических, грабеж завоеванных народов, затем через совершенствование орудий труда, что, в сою очередь привело к пониманию необходимости развития науки, техники, образования. Появление частной собственности, отделенной от власти, дало толчок бурному, динамичному, более демократическому развитию западного типа цивилизации, в то время как восточный тип цивилизации, сложившийся еще на этапе протогосударства, как бы замер в своем развитии. Конечно, развитие шло, появились новые элементы в этой структуре, какие то черты еще более углубились, развились, но структура в целом, в основе своей, оставалась неизменной на протяжении не то что веков, а и тысячелетий. Л.С. Васильев утверждает, что эта система просуществовала почти в неизменном виде до XIX в. н.э. Пока пришедшие на Восток колонизаторы в к. XV - н. XVI вв. после периода торговой экспансии не принялись в к. XIX в. ломать традиционный уклад жизни восточных стран, чтобы вовлечь их в мировое производство.
Но мы несколько забежали вперед. Возвратимся к этапам формирования государства.
Раннее государство.
На этой стадии развития общества клановые связи теряют свою всеобщность и становятся признаком избранности, аристократизма. В то же время слой родовитой аристократии довольно обширен, представители ее стараются быть ближе к верховному правителю, борются за влияние на него, кое-кто и сам не против занять высокое место. Опасаясь заговоров, верховные правители начинают приближать к себе выходцев из низов общества, даже чужеземцев (военнопленных) с единственной целью создать вокруг себя слой лично им преданных лиц, которые бы при обычных обстоятельствах никогда в жизни не заняли бы столь высокого места в обществе и над которыми бы висела угроза потери ими положения в обществе в случае безвременной кончины верховного правителя. Таким образом, в обществе формируется второй слой аристократии - служивой.
Кроме того, в государстве идет дальнейшее все углубляющееся разделение общества на верхи и низы. Верхи - все причастные к аппарату управления лица, а низы - производители (крестьяне, ремесленники, обслуживающий персонал - слуги).
Раннее государство, обычно, более крупное и сложное образование. Создается оно за счет многочисленных завоеваний, включает в себя большую территорию с многочисленным населением. Естественно, разрастается и система управления: появляется огромное количество должностей выстраивающихся в иерархическую лестницу. Например, появляются такие должности, как: главы канцелярии и ремесленных служб, казначеи, хранители казенных амбаров, управители дворцовых и храмовых служб, домашних покоев правителя, появляется контрольно-ревизионная служба.
Важным признаком раннего государства является процесс урбанизации, то есть монументальное городское строительство, сооружение храмов, дворцов, мавзолеев, пирамид, каналов, дамб, дорог и т.д. Урбанизация обычно свидетельствует о том, что общество достигло определенной ступени зрелости и духовной и материальной. Духовной - потому что есть уже единство в обществе, все осознают полезность и необходимость полезность сооружения того или иного объекта, а материального - значит в обществе уже накоплены материальные ценности, на достаточно высоком уровне стоит развитие науки и техники.
Столь обширным, многонациональным государством становится все труднее управлять, возникает острая необходимость в усилении авторитета верховного правителя - идет процесс его обожествления. Одно дело, когда государство возглавляет обыкновенный человек, хоть и аристократического происхождения, - он всего лишь человек, значит может ошибаться, а потому его решения могут оспариваться, критиковаться; другое - когда руководитель полубог - это существо, застрахованное от ошибки, его ведут и им руководят особые силы, которым открыты особые истины и перспективы.
Сложившаяся система власть-собственность, таким образом, еще более укрепляется.
На последней стадии развития раннего государства начинается переход в частное владение общественной собственности на землю. Этот процесс имеет древние корни, начинается он с престижного потребления. Верхи общества постепенно вырабатывают свой образ жизни, отличный от низов - это и изысканные одежды и просторные богато украшенные и обставленные дома, и система всевозможных услуг. Дает возможность им существовать верховный правитель. Он нуждается в поддержке верхов, он вынужден постоянно одаривать все новыми подарками верхи, рассчитывая таким образом купить их верность. Постепенная раздача избыточного продукта из общественных кладовых истощает казну государства, отсюда неизбежны все новые и новые войны. Войны приносят материальные блага, подарки. В качестве подарков сначала выступает движимое имущество: домашние животные, люди-рабы, а затем и недвижимое - земля. Земля, подаренная кому-либо рассматривается как частная собственность, отчужденная от общественной и потому могущая передаваться по наследству. Новый владелец обычно быстро превращался в автономного властителя и уже от собственного имени начинал наделять родственников и приближенных более мелкими уделами и кормлениями, что приводит к возникновению многоступенчатой иерархической системы вассально-феодального типа, столь хорошо известной и древности и средневековью.
Появление частной собственности в руках отдельных индивидов, провоцирует общество на приобретение собственности всеми возможными и невозможными способами. Начинается массовое злоупотребление служебным положением, когда чиновники либо занимаются прямым хищением, либо начинают брать взятки, либо, используя авторитет должности, стараются приобрести что-либо в собственность. В результате этого в обществе происходит частичное перераспределение материальных излишков. Верховный правитель теряет монопольное право распоряжаться излишками, они попадают в руки представителей разных слоев населения, к тому же, все более все более совершенные орудия труда позволяют производить все большее их количество. Излишки, до того не бывшие товаром, теперь становятся им. Возникают товарные рынки и, как прямое следствие этого - деньги, всеобщий эквивалент.
«На товарном рынке с помощью денег реализуются самые различные вещи, сырье, предлагаются услуги. Рабочая сила превращается в товар, следствием чего представляется институт частного рабства (до того рабы, будучи чаще всего военной добычей, считались коллективным достоянием и от имени коллектива использовались в храмовых и дворцовых хозяйствах, в услужении власть имущих)».
Здесь как раз осуществляется переход к развитому государству.
Развитое государство.
Для данного этапа развития государства характерно два основных признака. Первый признак - дальнейшее развитие и распространение частной собственности и появление элементов принуждения по отношению к своим соплеменникам.
Причем, процесс развития частной собственности в античной Греции и восточных государствах развивался первоначально примерно одинаково. Сначала стала разлагаться землевладельческая община, в которой выделяются домохозяйства малых разделенных семей. Переделы земли в общине становятся все реже, пока не прекратились совсем. «В общинной деревне появились богатые и бедные семьи. Часть земель нищала и разорялась, появлялись безземельные, вынужденные арендовать чужую землю либо идти в батраки. Другие предпочитали перебраться на новые земли, оставить их и закрепить за собой. Словом, шел процесс накопления в руках индивидов материальных излишков и торговли ими, в результате чего возникали богатые торговцы и ростовщики, в кабалу к которым попадали неимущие».
Однако, на Востоке развитие частной собственности натолкнулось на жесткое сопротивление той системы власть-собственность, которая сложилась на заре формирования государства и которая окрепла к данной фазе развития общества. Эта мощная система централизованного руководства существовала уже тысячелетия до появления в широком масштабе частной собственности, она питалась за счет общества через систему налогов и, естественно, не могла терпеть появление конкурента в лице частного собственника. Дело в том, что развитие частной собственности в государстве приводило к массовому разорению свободных общинников, которые попадали в зависимость от частных кредиторов и вынуждены были работать на этих кредиторов в счет погашения своей задолженности. Таким образом, количество свободных общинников, потенциальных налогоплательщиков, стало быстро сокращаться, что довольно скоро было замечено централизованной системой руководства. Система управления отреагировала весьма оперативно, приняв целый ряд законов, сдерживающих развитие частной собственности в своих владениях.
Например, уже в древней Вавилонии в XVIII в. до н.э. были приняты законы Хаммурапи, решавшие наряду с другими проблемами и эту. Законы, начертанные на каменном обелиске, состояли из краткого введения, заключения и 282 статей. Можно отметить целый ряд статей, направленных на ограничение произвола кредиторов и защиту интересов простого гражданина. При неурожае долг крестьянина откладывался; если за долг крестьянин отдавал в долговое рабство кого-либо из своих домочадцев и тот от плохого обращения умирал, то кредитор за это подвергался наказанию. Срок долгового рабства должен был быть не более трех лет - после истечения этого времени должник освобождался, а долг считался погашенным. Был установлен и размер долгового процента - он не должен быть более 20% при денежном и 30% при натуральном займе. Попавшего в плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, необходимую сумму должен был дать храм его поселка либо дворцовое хозяйство, то есть казна. Если пленник стал рабом, то после его выкупа он возвращался домой свободным. Интересно, что и рабы-военнопленные тоже запрещались законом. Например, рабы, оказавшиеся во владении общинных групп, обычно включались в состав семьи на правах ее младших членов. Во втором поколении рабы становились свободными.
Таким образом, государство старалось сделать все, чтобы остановить усиление частнособственнического элемента, не связанного с аппаратом управления в обществе. В восточном обществе, фактически, так и не получила распространение законодательно-правовая система, сравнимая с античной. Частный собственник существовал в обществе на положении изгоя, нелюбимого дитяти. Все его могли обидеть, особенно чиновники госаппарата, которые, злоупотребляя служебным положением, могли опуститься до вымогательства взятки и частному собственнику выгоднее было уступить требованиям, в противном случае он мог лишиться всего, даже головы. Если в стране наблюдались беспорядки, вызванные произволом местных чиновников, громить дома шли, опять-таки частных владельцев. Потому что громить дома администраторов было себе дороже - могли обвинить в государственной измене и за это примерно наказать. Поэтому на Востоке не принято было кичиться своим богатством, собственники старались вести незаметный образ жизни. Приспособившись к данному порядку государственного устройства, будучи заинтересованными в сохранении в обществе консервативной стабильности, собственники потихоньку копили капитал. А накопив определенную сумму, старались купить себе должность в аппарате управления страны, тем самым, приобретая легальную защиту. Поэтому на Востоке не было крупной частной собственности, существовавшей автономно от государственного аппарата.
С другой стороны, если государство на Востоке не проявляло бдительности по отношению к распространению частной собственности в стране, то оказывалось в чрезвычайно сложной и даже смертельно опасной ситуации. Частная собственность могла развиться настолько, что поглощала большую часть свободных общинников, что в свою очередь, приводило к ослаблению государства, сужению его социальной опоры в обществе. Это приводило, в свою очередь, к ухудшению обороноспособности государства, к усилению центробежных сил в обществе и, возможно, даже распаду страны на воюющие друг с другом из-за собственности части. Такие государства, как показывает история, долго не живут. Более сильные соседи поглощают их. Можно привести в качестве примера Иудею - в VIII в. до н.э. здесь появилось большое количество ростовщиков, в кабалу к которым попало огромное количество простых людей. Только в VII в. до н.э. правители этой страны спохватились. Был принят закон, ограничивающий долговое рабство шестью годами, но было уже поздно. Страна ослабела. Итог был плачевный - в том же в VII в. до н.э. она была завоевана Египтом, а в начале в VI в. до н.э. - Нововавилонским царством. Часть евреев в 586 г. до н.э. уведены в плен в Вавилонию, где они пребывали около полувека, пока персидский царь Кир Великий не вернул их в Иерусалим.
Можно вспомнить и опыт Киевской Руси. Появление крупного частного землевладения - вотчины относят к XI в. Сильной центральной власти, ограничивающей распространение частной собственности не было. Начался распад, которым незамедлительно воспользовались внешние враги.
Что касается второго признака развитого государства, то следует отметить, что принуждение сначала применялось только к пленным иноплеменникам, но появление частной собственности и усиление государственной власти неизбежно должно было породить большое количество недовольных, способных посягнуть и на собственность и на власть. Отсюда идет появление системы наказания, принуждение, регламента.
Например, в древнем Китае в империи Цинь (221 - 207 л. до н.э) существовала сеть больших казенных мастерских, на которых отбывали повинности по приговору суда. За особо тяжкие преступления уничтожались все родственники преступника по трем линиям: отца, матери, жены. За менее тяжкие грозило физическое калечение либо государственное рабство. В 213 г. до н.э. выступление оппозиционеров - конфуцианцев завершилось тем, что 460 наиболее активных, были закопаны живыми.
Разные цивилизации в свое время переживали этапы становления государства.
Например:
Самые древние государственные образования появились в Двуречье. Протогосударства возникли в XIII - VI тыс. до н.э. - так называемая культура Убайд. Переход к раннему государству произошел в V - IV тыс. до н.э. - здесь уже существовали в это время города государства Урук, Киш, Ур, Лагаш и др. позже появились более крупные государственные образования Шумер и Аккад, которые поглотили мелкие города - государства и начали борьбу между собой. Наконец, в XXIV в. до н.э. Саргон Аккадский объединил Шумер и Аккад благодаря впервые созданной крупной армии профессиональных воинов из 5400 человек (каждый воин получал за службу надел и жил за счет дохода от него). Большим влиянием пользуются в этом периоде храмы и появляются храмовое хозяйство. Складывается система ренты - налога. Появляются элементы приватизации.
С XXII - вв. до н.э. - развитие частной собственности, товарно-денежных отношений. Впервые происходит унификация мер и весов. Появляются деньги - как универсальный эквивалент товара (монетки: 1 сикль = 8г серебра). Государство начинает сдерживать развитие частной собственности, так как сокращается количество налогоплательщиков. Начинают вводить всевозможные ограничения: определяется цена наемного труда, размер ростовщического процента, условия содержания частного раба, раба - должника нельзя продать за пределы страны и т.д. Какое-то время две формы собственности боролись между собой с одной стороны государственная в виде царско-храмового хозяйства, с другой - частная собственность. Причем частнособственнические отношения постепенно стали вытеснять государственные. Центральная власть ослабела. Это государство захватили пастушеские племена - амореи.
С XIX-XVIII вв. до н.э. Вавилонское царство существует в Двуречье, которое своего расцвета достигло при Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Это был первый в Западной Азии царь развитого государства.
 
Следует отметить большой вклад культуры Двуречья в мировую сокровищницу. Как известно, шумеры создали иероглифическое письмо, исчисление, десятизначную систему счета, могли писать уравнения с 3-мя неизвестными, ввели знаки зодиака, представление о богах, мифы о богах (легенды о Гильгамеше), изобразительное искусство (рельефы, барельефы), архивное дело, монументальное строительство. Вавилонская башня действительно существовала - найден фундамент, - была разрушена еще до эпохи Хаммурапи, на смену ей была построена другая, которую воздвигли в память о первой. Вавилонская башня поднималась гигантскими террасами; Геродот говорит, что ее составляли семь башен, поставленные друг на друга; чем выше, тем размер башни был меньше. На самом верху, высоко над землей, был расположен храм. Основание башни было шириной 90 метров; столько же метров имела в высоту. Из этих 90 метров 33 приходилось на первый этаж, 18 - на второй и по 6 на остальные четыре. Самый верхний этаж высотой 15 метров был занят храмом бога Мардука. Покрытый золотом, облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. Вавилонскую башню строили целые поколения строителей: то, что начинал дед, продолжали внуки. Если египетская пирамида разрушалась или ее разоряли грабители, никто не занимался ее восстановлением, так как правители строили ее для себя, для своего «Ка». Вавилонская башня была святыней, принадлежащей всему народу, она была местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку. По словам Геродота, статуя бога Мардука, отлитая из чистого золота, весила вместе с троном, скамеечкой для ног и столом 800 талантов. В покоях храма находился своего рода эталон таланта: каменная утка, «истинный талант» как гласила начертанная над ней надпись. Ее вес равнялся 29.68 кг чистого золота. В это святилище народ не имел доступа - здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно для себя. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить с Мардуком ложе.
Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб, Ашшурбанапал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали святилище Мардука, Вавилонскую башню. Набопаласар и Навуходоносор отстраивали ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили размеры, он не только запретил что-либо разрушать, но и приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.
И все-таки была разрушена. Ксеркс, персидский царь, оставил от нее только развалины - V в. до н.э.
Египет переживал протогосударственный период с IV-III тыс. до н.э. К раннему государству можно отнести Древнее и Среднее царства (ХХVIII-ХVIII вв. до н.э.) и развитое государство охватывает время существования Нового и Позднего царств (с ХVII в. до н.э.).

Китай:
Протогосударство    ХХI-ХIV вв. до н.э.
Раннее государство    ХIV-ХIII вв. до н.э.
Развитое государство    с VIII в. до н.э.


Греция:
Протогосударство    к. II тыс. - нач. I тыс. до н.э.
Раннее государство    VIII-VI вв. до н.э.
Развитое государство    VI-III вв. до н.э.


Рим:
Протогосударство    I тыс. до н.э. - III в. до н.э.
Раннее государство    II в. до н.э. - II в. н.э. - наивысший расцвет
Развитое государство    III-V вв. - падение


Страны Западной Европы:
Протогосударства    до V в. н.э.
Ранние государства    V-ХI в. н.э.
Развитые государства    формируются с ХI-ХV вв.


Киевская Русь:
Протогосударство    до ХI в. н.э.
Раннее государство    IХ-ХIII вв.
Развитое государство    с ХIV в.