Конфуцианская цивилизация Китая


В китайской цивилизации переход от древности к средневековью произошел почти незаметно, без тех потрясений, которые сопровождали этот процесс на Западе.
Строго говоря, в Китае средние века начались значительно раньше, чем в Европе. Своеобразные феодальные отношения складывались в Китае на протяжении примерно XI-III вв. до н. э. Важнейшей опорой сильной централизованной власти в стране было право верховной собственности на землю. В Китае, как и во всех восточных деспотиях, государство довольно жестко управляло обществом и экономикой. При этом "власть стремилась ограничить частную собственность (прежде всего на землю) и строго контролировать торговлю, ремесло, использование природных богатств. Следует отметить, что крестьяне (они составляли 90% населения страны) неизменно были объектом внимания и заботы государства: ведь оно рассматривало их в первую очередь как налогоплательщиков, видя в их благополучии залог прочности централизованной власти.
Было в Китае, разумеется, и крупное частное землевладение - так называемые сильные дома. Но оно было относительно независимо от центральной власти и потому невыгодно для нее. Рост "сильных домов" приводил к обезземеливанию крестьян, которые становились арендаторами у богатых землевладельцев. Последние же старались всеми правдами и неправдами сократить сумму налогов, идущих государству, и казна скудела. В результате сила и влияние местной знати росли, а авторитет центральной власти падал. В этой обстановке крестьяне нередко восставали, требуя возвращения земли и восстановления принципа уравнительности. Периодически сменявшие друг друга династии, придя к власти, обычно шли навстречу этим требованиям и проводили реформы, призванные восстановить социальную гармонию. После передела земли (при этом правительство порой конфисковывало землю у "сильных домов") каждый трудоспособный крестьянин получал свой участок. И в итоге в очередной раз возрождалась система "равных полей", которая всегда считалась в Китае идеалом.  
Однако полностью остановить рост частного землевладения было невозможно. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался государственный феодализм. При этом правительство делало основную ставку на мелких крестьян-налогоплательщиков. Крупные наделы земли раздавались чиновникам, и доходы с них (за вычетом уплачиваемых государству налогов) шли владельцам в счет жалованья. Но феодалами в европейском понимании эти владельцы не были: государство могло лишить их земли и нередко делало это (в случае увольнения чиновника со службы или понижения в должности).
Подобная же политика проводилась и в отношении ремесленников и купечества. В руки государства постепенно переходил контроль за производством и продажей важнейших предметов потребления: соли, чая, фарфора, меди, железа и т. д. Правда, государственная торговля не всегда выдерживала конкуренцию с частной, но правительство могло повышать налоги на купцов и закупать у них товары по твердым ценам. Власти разрешали заниматься торговлей и чиновникам, освобождая их от налогов и превращая в своего рода противовес частным торговцам.
Только в XVI-XVII вв. в стране произошел определенный сдвиг: заметно усилилось крупное землевладение, начали возникать мануфактуры (в том числе и рассеянные) с использованием наемного труда. Государство по-прежнему сохраняло монополию на добычу полезных ископаемых, но в малодоступных горных районах стали появляться тайные частные предприятия по добыче угля и серебра. Правительство перестало препятствовать росту частного землевладения, так как интенсификация сельского хозяйства позволяла, как и раньше, получать большие налоги. При этом буржуазные отношения развивались очень медленно.
Переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства. Его сбздателем был философ и педагог Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.), стремившийся к созданию идеального государства, основанного на твердых нравственных принципах и гармоничных социальных отношениях. Учение Конфуция, спустя несколько веков ставшее государственной религией, на протяжении двух тысячелетий было основой духовной жизни китайского общества и в значительной степени определяло его социально-экономическое развитие.
Идеология конфуцианства пронизана рациональностью и практицизмом. Конфуций и его последователи разработали методы управления государством, систему отношений в обществе и в семье, этические нормы. Средоточием высшего блага и гармонии, образцом для подражания в конфуцианстве .считается Небо - древнее божество. Подражание небесной гармонии нацеливает человека на создание своего рода Царства Божьего на земле.
Государство в конфуцианстве определяется как большая семья, где у каждого есть строго отведенное место, соответственно которому следует себя вести. Стержнем, на котором держится все государство, по Конфуцию, являются преданность и покорность. Они должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу: дети почитают родителей, младшие братья и сестры - старших, а подданные - своих правителей. Но принцип большой семьи подразумевал и предельную ответственность власти ("родителей") перед народом. Только тогда в государстве ("семье") будет царить взаимное доверие, без которого немыслимо стабильное существование.
Особое значение Конфуций придавал нравственному облику чиновников - опоре власти и ее представителям. В Китае существовали специальные школы, где тщательно готовили новую бюрократическую элиту. А когда конфуцианство превратилось в официальную религию, оно стало основным предметом в системе государственных экзаменов. Чиновником мог стать только тот, кто блестяще знал труды Конфуция.
Конечно, реальность нередко расходилась с благородными идеями великого философа: иные чиновники могли наизусть знать его "моральный кодекс", но на практике быть нечестными и корыстолюбивыми. Однако, судя по всему, тех, кто искренне и ревностно исполнял свои обязанности, было значительно больше. Известно, что в XVI в. чиновники-инспекторы, обеспокоенные бедственным положением населения, периодически предлагали императору широкую программу реформ. Вначале власть отвечала на это репрессиями: смелых чиновников казнили, ссылали, в лучшем случае - лишали должности. Многие, не дожидаясь расправы, кончали с собой. Но в конце концов правительство вынуждено было пойти на некоторые преобразования. Таким образом, конфуцианство, с его идеей гуманности власти, укрепляло бюрократический аппарат и в итоге - саму государственность.
Духовная жизнь Китая не исчерпывалась конфуцианством. С ним соперничали и другие религиозные учения. Современник Конфуция философ Лао-цзы (ряд специалистов считает, что он жил на век или даже два позже Конфуция) создал учение даосизм, проповедовавшее духовное совершенствование и созерцательный образ жизни (недеяние), слияние с природой. В IV-V вв. в Китае довольно широкое распространение получил буддизм. Но обе эти религии, имевшие поклонников не только в народной среде, но и в верхах общества, все-таки не вытеснили конфуцианства.
Конфуцианство выдержало натиск и политической школы легистов ("законников"), которые видели основу благополучия государства в строгом, суровом культе закона. Если во времена Конфуция китайские правители находились под сильным влиянием легистов, то в конце концов власть все же сделала ставку на конфуцианство, пророчески оценив это гуманное учение как цементирующую цивилизацию силу. Этим и объясняется уникальный факт: государственность конфуцианского Китая на протяжении почти двух тысячелетий сохранялась практически в неизменном виде. А ведь за это время страна пережила периоды процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.
В чередовании этих периодов еще древние китайские мыслители усматривали действие некоего четкого ритма. Они считали, что каждая новая династия как бы начинает новый цикл и поначалу действует весьма успешно. Но затем все сильнее проявляются признаки упадка (разоряется крестьянство, растет коррупция среди чиновников, усиливается конфликт между крупными землевладельцами и центральной властью). Процесс всеобщего распада завершается народным восстанием, участники которого требуют смены "плохой" династии.
История во многом подтверждает наличие такой цикличности. Так, в 206 г. до н. э. в условиях жесточайшего экономического и социального кризиса возникает первая конфуцианская империя, которой правит династия Хань. Она объединяет страну, отменяет или смягчает слишком строгие законы. Но в середине II в. н. э. наступает роковая полоса упадка, и в 220 г. империя гибнет. Китай после этого распадается на три самостоятельных государства, которые в конце III в. ненадолго объединяет новая династия.
Однако уже в начале IV в. на Китай с севера начинают нападать орды гуннов и других кочевников. Население бежит из северных районов, а захватчики создают там множество мелких государств, которые довольно быстро китаизируются, перенимая местную культуру, обычаи и систему управления.
В 581-618 гг. династии Суй удается объединить север и юг Китая, но эпоха подлинного расцвета страны связана с продолжительным правлением династий Тан (618-907) и Сун (960- 1279). По всей стране строятся дороги, каналы и новые города, развиваются ремесла и торговля, изящные искусства (особенно поэзия). Но правление Сунской династии прерывает новое вторжение кочевников. Страну завоевывают монголы, которые основывают собственную династию Юань (1280-1368). За десятилетия войн с монголами экономика Китая приходит в упадок, ирригационные сооружения разрушаются, огромное число китайцев обращается в рабство. Правда, завладев страной, монголы также постепенно китаизируются. И все же недовольство их правлением неуклонно возрастает.
В результате восстания, которое возглавила древняя буддийская секта "Белый лотос", власть монголов свергнута. Начинается эпоха правления династии Мин (1368-1644). Новое правительство относительно быстро восстанавливает экономику страны, отменяет рабство, снижает налоги. Заметно расширяются возможности для социального возвышения выходцев из низов. Но в конце XVI в. страна вступает в очередной кризис. Вскоре небольшое племя маньчжуров, объединившись с соседними племенами, начинает вооруженную борьбу за власть, и в 1644 г. в Китае воцаряется маньчжурская династия Цин, которая просуществовала до 1911 г. (Маньчжуры, этнически близкие к китайцам, удивительно органично вписались в структуру древней империи и конфуцианскую культуру, именно поэтому Цинской династии было суждено такое долголетие.)
Многие историки считают, что в этих регулярно повторявшихся периодах расцвета и упадка отражалась борьба двух космических сил - Добра и Зла. Но уже известные вам особенности формирования феодальных отношений в Китае говорят о том, что причины этой цикличности были вполне земными и конкретными.
В условиях чрезвычайно сильной императорской власти в феодальном Китае не сложилась система вассалитета, подобная западноевропейской. Государство считалось единственным и непререкаемым властителем. Поэтому, например, многочисленное городское население так и не смогло добиться самоуправления. Если в Западной Европе города были очагами вольности, то в Китае их жестко контролировало государство. Знаменитый тезис Конфуция о "большой семье", призывавший поступаться личными интересами ради государственных, предоставлял власти широкие возможности для давления на общество. Система коллективной ответственности означала, что за преступление отца мог поплатиться, сын, а то и вся семья, старосту в деревне могли сурово наказать за нерадивость крестьян и т. д.
В то же время установка на коллективизм привела к значительному укреплению семейно-клановых связей. Большие кланы, состоявшие из множества семей (и богатых и бедных), по сути дела, представляли собой мощные организации, основанные на принципах солидарности и взаимопомощи. В Китае были также распространены всяческие землячества, секты, тайные общества и т. п. Совокупность всех этих общностей была реальной силой, с которой приходилось считаться властям.
В китайском обществе действовал принцип равных возможностей. Формально каждый китаец, независимо от своего происхождения, мог, сдав государственные экзамены, стать чиновником и таким образом войти в ряды элиты. Эти сложные экзамены требовали тщательной подготовки, и, казалось бы, выходцы из верхов общества имели преимущество. Но благодаря клановым и общинным связям нередко даже жители бедной деревни могли отправить способных детей учиться для последующей сдачи экзаменов. А в дальнейшем такие молодые чиновники, естественно, покровительствовали тем, кто помог им выдвинуться. Иными словами, в Китае возник уникальный для средних веков бюрократический аппарат, в котором ранг чиновника во многом зависел от его личных достоинств.
В XVII-XVIII вв. Китай был могущественной державой с эффективной экономикой, сильной армией и достаточно мощными внутренними потенциями,, что и позволяло ему сохранять независимость в отношениях с Европой. И только в XIX в., когда Запад активизировал свою колониальную политику, слабости традиционного конфуцианского Китая дали себя знать.

Другие записи

10.06.2016. Цивилизация Японии
Своеобразным было и историческое развитие Японии, в ходе которого наряду с сохранением традиционных для цивилизаций Востока черт проявились и особенности, свойственные западной цивилизации. Хотя заселение…