Запад и Восток


На протяжении многих веков европейцы воспринимали Запад и Восток как полные противоположности. Если в первом видели олицетворение прогресса, динамики и свободы, то уделом второго считали косность, застой и деспотизм. Жители Востока, естественно, имели на этот счет иное мнение. А современные историки все чаще задаются вопросом: действительно ли Европа всегда была такой "передовой", а Восток - таким "отсталым"?
Факты говорят о том, что вплоть до конца XVIII в. уровень жизни населения на Востоке был заметно выше, чем на Западе, а китайские, арабские и другие восточные города были несравненно крупнее, многолюднее и богаче европейских. Когда знаменитый венецианский купец и путешественник Марко Поло (1254-1324), 17 лет проживший в Китае, вернулся на родину и рассказал соотечественникам об этой удивительной стране, ему просто не поверили, сочтя фантазером. Средневековый европеец, даже житель относительно благополучной Венеции, просто не мог представить, что где-то существуют великолепные города с прямыми мощеными дорогами, обсаженными деревьями, постоялые дворы, где всегда держат наготове по нескольку сот лошадей, хлебные амбары, ломящиеся от зерна, которое в годы неурожая распределяют между голодающими, гигантские базары...
А между тем все это было правдой. В городах Востока существовали развитые ремесла, и европейцы, покупавшие там шелк, фарфор, оружие, пряности и иные товары, довольно долго не могли предложить взамен ничего такого, в чем бы нуждались на Востоке. Вместе с тем жизнь средневекового Востока отнюдь не была безмятежной. Политические границы - особенно после возникновения в VII в. арабской цивилизации - постоянно перекраивались. Распадались империи, возникали новые государства, орды кочевников разрушали древние очаги культуры, порой ставя под угрозу само существование цивилизации. Если Западная Европа уже к XII в. в основном избавилась от набегов кочевников, то на Востоке борьба с ними продолжалась еще несколько веков.
К тому же Восток никогда не представлял собой единого целого. И самые древние его цивилизации (индийская и китайская), и более молодые (арабская и японская) были неповторимы и своеобразны, что обусловливалось множеством факторов, и в первую очередь религиями спасения и выработанными ими системами ценностей, которые влияли на государственность, официальную идеологию, миросозерцание людей, их поведение, трудовую этику и т. д.

Другие записи

10.06.2016. Индийская цивилизация
Своеобразие исторического пути Индии определял целый ряд факторов. Но среди них необходимо выделить весьма необычное воздействие религии спасения на духовную и социальную жизнь, а также особенности главной…
10.06.2016. Исламская цивилизация
Одной из самых молодых цивилизаций Востока наряду с японской является исламская. Она начала формироваться лишь в VII в. Колыбелью ее стал Аравийский полуостров - пустыня с полосой плодородных земель вдоль…
10.06.2016. Конфуцианская цивилизация Китая
В китайской цивилизации переход от древности к средневековью произошел почти незаметно, без тех потрясений, которые сопровождали этот процесс на Западе.Строго говоря, в Китае средние века начались значительно…