Путь к республике

 
Древнейший период истории Рима называется царским (VIII-VI вв. до н. э.). Жители Лация, области в нижнем течении реки Тибр, делились в те времена на роды. Объединением этих территориальных родов-общин правил выборный царь, он же был главным жрецом, военачальником, законодателем и судьей. Высшими органами власти являлись также совет старейшин (сенат) и народное собрание.
Постепенно роды начали распадаться, и основной ячейкой общества стала фамилия (семья), в которую помимо кровных родственников входили рабы. Власть главы фамилии была неограниченной: он мог наказывать, продавать в рабство и даже казнить своих родственников. После смерти отца его сыновья наследовали имущество и становились главами собственных фамилий. У каждой фамилии был свой земельный участок, а остальная земля находилась в коллективном пользовании, как и участки, заброшенные прежними владельцами.
Наиболее привилегированную часть римского общества составляли патриции - выходцы из старинных родов. Лично свободные плебеи (в переводе с латыни - "простой народ") не входили в роды, а потому не были и членами общины. Видимо, плебеи в основном были переселенцами из завоеванных областей - иначе трудно объяснить их "безродность". Плебеи даже не могли участвовать в народных собраниях, им было запрещено вступать в брак с патрициями. Но в результате борьбы плебеев за свои права уже в VI в. до н. э. их начали допускать к военной службе и в народные собрания.
К этому времени значительно окрепший Рим возглавил Латинский союз, в который входило 47 племен. После того как последний царь этрусской династии, Тарквиний Гордый, был изгнан сторонниками верховной власти сената (509 г. до н. э.), в Риме установилась республика. Но внутренние .конфликты при республиканском строе не только не прекратились, но даже обострились. Теперь государством вместо царей правили два консула, но выбирали их только из числа патрициев. Никто, кроме патрициев, не мог попасть и в сенат, решавший основные политические вопросы. У патрициев были и другие привилегии, в частности право "занимать" землю из общинного фонда. В результате. многие патриции стали крупными землевладельцами.
Плебеи же, напротив, нередко разорялись и даже превращались в рабов. В борьбе за равные права с патрициями плебеи использовали малейшую возможность. Так, в 494 г. до н. э. они отказались участвовать в очередном военном походе (это было обязанностью всех граждан) и в полном вооружении ушли из Рима, встав лагерем на одном из близлежащих холмов. Испуганные патриции вынуждены были пойти на уступки. Плебеи получили право выдвигать народных трибунов, защищавших их интересы. Победой плебеев стало и появление в 449 г. до н. э. первых римских письменных законов. Если прежде патриции судили "по обычаю", то теперь законы гарантировали плебеям определенные права.
Но окончательно патриции и плебеи были уравнены в правах только к III в. до н. э. Один из двух консулов- теперь непременно выбирался из плебеев, было отменено долговое рабство, разрешены браки между плебеями и патрициями. Пришел конец и безудержному росту земельных владений патрициев: отныне никто не мог получить участок площадью более 125 га. Таким образом, патрицианская община превратилась в патрицианско-плебейскую.
Эта римская община, окончательно сложившаяся к III в. до н. э., во многом напоминала древнегреческую. В ней так же сочетались коллективное и частное землевладение, все граждане имели равные права и были земледельцами и воинами. Те, кто занимал наиболее высокие должности, обязаны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных наделами земли и т. д. Чем богаче был  гражданин республики, тем больше средств он должен был тратить на общую пользу.
Когда начиналась война, государство брало у граждан заем, который возвращали после победы. Военная добыча поступала в собственность общины, а завоеванные земли переходили в общественный фонд и распределялись между солдатами и безземельными.
К религии римляне относились прагматично, по-деловому: они соблюдали верность богам, строго выполняли обряды, но взамен рассчитывали на помощь свыше. Помимо "своих" богов (бога неба Юпитера, бога войны Марса и др.) римляне охотно поклонялись "чужим" - этрусским, греческим, восточным.
Большую роль в общественной жизни Рима играли народные собрания, постановления которых имели силу закона. Окрепло влияние трибунов: они могли налагать вето (запрет) на решения суда, сената и высших должностных лиц. Двери дома трибуна были открыты круглые сутки, чтобы любой плебей мог найти там защиту.
Вопросами политики ведал сенат, состоявший из патрициев и плебейской верхушки. Именно он, а не народное собрание, руководил государством. В этом заключалось одно из главных отличий римской демократии от афинской. Кроме того, в Риме были сильны монархические традиции: хотя консулы ежегодно переизбирались, их властные полномочия фактически не уступали царским. После избрания консулам даже вручали символы царской власти. Особенно же усиливалась власть консулов во время военных походов.
Древнегреческий историк Полибий (201- 120 гг. до н. э.), долго проживший в Риме, считал римскую форму правления наиболее совершенной. В ней, по мнению Полибия, гармонично сочетались три основные принципа управления: демократический (народные собрания), монархический (консулы) и аристократический (сенат), что обеспечивало идеальное государственное устройство.
В наши дни о Риме чаще говорят как об аристократической республике, т. е. главной фактически признается власть сената. Но существует немало свидетельств тому, что в одних случаях решающее слово оставалось за консулами, а в других - за народными собраниями. Может быть, ближе к истине был все-таки древний мудрец Полибий?

Другие записи

10.06.2016. Расцвет и крушение Римской империи
Союзническая война стала предвестницей гибели Римской республики. В провинциях начались волнения, вспыхнуло грандиозное восстание рабов во главе со Спартаком (74-71 гг. до н. э.), которое удалось подавить…
10.06.2016. Социально-экономическое развитие Римской державы
В ходе постоянных войн Древний Рим превратился в огромную могущественную державу с многочисленными провинциями. В IV в. до н. э. римляне покорили италийские племена Средней Италии, объявив большинство…