Расцвет и крушение Римской империи


Союзническая война стала предвестницей гибели Римской республики. В провинциях начались волнения, вспыхнуло грандиозное восстание рабов во главе со Спартаком (74-71 гг. до н. э.), которое удалось подавить лишь ценой невероятных усилий и жертв. Обострявшаяся борьба политических группировок за власть вылилась в гражданские войны.
В это беспокойное время зародилась диктаторская форма правления, разрушавшая основы республиканского строя. Первоначально единоличная диктаторская власть давалась на время (обычно в случае войны), но уже в 82 г. до н. э. ее пожизненно получил консул Сулла, опытный военачальник. А в 44 г. до н. э. пожизненные диктаторские полномочия вверяются знаменитому политику и полководцу Цезарю, ранее не раз бывшему временным диктатором. "Пожизненные" диктатуры Суллы и Цезаря, однако, оказались недолговечны: Сулла под давлением обстоятельств сам отказался от власти, а Цезарь был убит политическими противниками.
Но единство огромной державы, буквально раздираемой внутренними противоречиями, можно было сохранить только с помощью сильной единоличной власти. И в 27 г. до н. э. Октавиан, родственник Цезаря, усыновленный им в завещании, объявляется сенатом пожизненным императором и получает имя и титул Августа ("возвеличенного богами"). Так началась имперская эпоха римской цивилизации. Августу удалось на время успокоить внутренние конфликты. Император не злоупотреблял своими огромными полномочиями, он подчеркивал уважение к республиканским традициям и вообще считал, что восстановил республику, ибо его диктатура не противоречила принципу общей пользы. Сенаторы при Августе сохраняли свои привилегии, неимущие граждане ежемесячно бесплатно получали зерно, император так же сумел привлечь на свою сторону всадников и новую торговую знать. Даже к рабам Август призывал относиться мягко и гуманно, подкрепляя это личным примером.
Тем не менее после смерти Августа (14 г. н. э.) стало ясно, что созданная им система единоличной власти открывает возможности для деспотизма и произвола. "Золотой век" (так современники называли годы правления Августа) во многом зависел от личности императора. А когда к власти пришли менее талантливые и умелые люди, нетерпимые к своим политическим противникам, положение изменилось. Конечно, были и императоры, мало чем уступавшие Августу (например, правивший в 161- 180 гг. н. э. Марк Аврелий, которого называли "философом на троне"), но появлялись и такие, как жестокий тиран и самодур Нерон (правил в 54-68 гг. н. э.).
При этом и "хорошим" и "плохим" императорам все труднее было удерживать в повиновении покоренные народы. Некоторые провинции стали обгонять в развитии Италию, утрачивавшую роль центра империи. Все яснее проявлялась экономическая несостоятельность рабства. Значительно выгоднее был труд квалифицированных и заинтересованных людей, но таковых в империи было недостаточно. Многие владельцы отпускали рабов на волю или давали им небольшие участки земли и орудия труда, надеясь повысить их заинтересованность в труде. Но принципиальных изменений не произошло.
Впрочем, в I-II вв. н. э. признаки грядущего упадка еще не бросались в глаза, и могло показаться, что "золотой век" продолжается. Было доведено до совершенства законодательство. (Многие положения римского права легли в основу современных правовых систем, став своего рода эталоном.) По всей империи прокладывались дороги, строились величественные храмы и театры, термы (бани) и водопроводы, процветали литература и искусство, философия и история, естественные науки. Большую роль в жизни римлян играли празднества, на которые во II в. н. э. отводилось 180 дней в году. Даже из смертных казней устраивались театрализованные представления. Знать соревновалась в роскоши туалетов, изысканности кушаний и красоте дворцов.
Вместе с тем гражданские добродетели, которыми прежде славились римляне, сменялись раболепством и карьеризмом, цинизмом и жестокостью. У многих это вызывало протест, в философии возродился образ мудреца, стоящего над толпой и видящего высшую ценность в собственном внутреннем мире. Появилась потребность в новом видении и осмыслении мира. Христианство, зародившееся в I в. н. э. в отдаленной римской провинции Иудее, завоевывало все больше поклонников в греко-римском мире.
Новая религия потрясла духовные основы жизни Рима. Христианство несло принципиально новые идеалы, оно проводило четкую грань между миром земным и миром небесным - воплощением высшей справедливости. При этом спасение души и обретение загробного блаженства объявлялись главной задачей, которой следовало подчинить все свои помыслы и поступки. Призывая к человечности, христианство подрывало основы имперского Рима, все больше пренебрегавшего чаяниями простых людей. Поэтому христианство, быстро завоевавшее популярность у низов общества, поначалу подвергалось жестоким преследованиям и гонениям "сверху". Только в 313 г. оно было официально признано одной из религий Рима.
К этому времени кризис империи уже был очевиден. Цветущие некогда города пришли в запустение и не могли платить налоги. Нарушились торговые и экономические связи, расстроилась финансовая система, пришла в упадок и культура. Рим окончательно утратил роль центра, и в 330 г. император Константин сделал новой столицей империи Константинополь, воздвигнутый на месте греческой колонии Византии. А в 395 г. империя распалась на Восточную и Западную.
Западная часть империи еще с III в. подвергалась опустошительным набегам варваров. Германцы, готы и другие племена теснили некогда непобедимые римские легионы, теперь состоявшие в основном из наемников. В 476 г. германские наемники свергли последнего римского императора и отослали его регалии в Константинополь. Западная Римская империя прекратила свое существование. Но римская цивилизация не исчезла бесследно, многие ее черты вобрала в себя западноевропейская цивилизация, возникшая на обширных землях распавшейся империи.
Еще в недрах Древнего Рима произошел глубинный формационный сдвиг - переход к феодализму. Мелкие арендаторы (колоны) попадали в зависимость от богатых землевладельцев и платили им оброк, обычно натурой. Колоны не были рабами, но свобода их ограничивалась:
они были приписаны к земле, а ее владелец имел право распоряжаться их имуществом. Колоны несли повинности в пользу не только своего господина, но и государства.
Чтобы предотвратить упадок городов, римские власти стремились закабалить и городское население, налагая на него тяжелые повинности. Так начинало складываться феодальное крепостное право. Конечно, оно было не единственным наследством, доставшимся западноевропейской цивилизации от римской. К новой цивилизации в том или ином виде перешли и элементы римской культуры, различные хозяйственные и технические навыки, наконец, христианство, зародившееся на закате Римской империи.

Другие записи

10.06.2016. Социально-экономическое развитие Римской державы
В ходе постоянных войн Древний Рим превратился в огромную могущественную державу с многочисленными провинциями. В IV в. до н. э. римляне покорили италийские племена Средней Италии, объявив большинство…