Социально-экономическое развитие Римской державы


В ходе постоянных войн Древний Рим превратился в огромную могущественную державу с многочисленными провинциями. В IV в. до н. э. римляне покорили италийские племена Средней Италии, объявив большинство их своими союзниками. В результате роста колоний неимущие римляне получали землю, а местное население подпадало под римский контроль. В III в. до н.э. владычество Рима охватило и юг Италии, где находились богатые греческие колонии. Затем началась многолетняя борьба Рима с Карфагеном за плодородный остров Сицилия. В ходе трех Пунических войн (римляне называли карфагенян пунами), которые велись с перерывами в 264-146гг. до н. э., Рим разгромил мощного противника, 'а сам Карфаген был сожжен дотла. II век до н. э. ознаменовался также победой Рима над Грецией.
Сокрушив двух главных противников, Рим во II-I вв. до н. э. стал гигантской державой, границы которой охватывали все Средиземноморье. Военные успехи чрезвычайно укрепили римскую цивилизацию. С покоренных народов взималась огромная дань, на невольничьи рынки постоянно поступали рабы. Завоеванные земли становились римскими провинциями, с ними завязывались активные торговые связи.
Расцвет торговли и прямое ограбление захваченных территорий привели к развитию в Риме товарно-денежных отношений, что наряду с резким увеличением числа рабов принципиально изменило жизнь римского крестьянства. До II в. , до н.э. в Италии преобладали мелкие и средние крестьянские хозяйства. Трудившиеся в них члены фамилий вполне обеспечивали сами себя. Но уже во II-I вв. до н. э. эти натуральные хозяйства вытесняются более крупными, которые используют труд рабов, а часть продукции направляют на рынок.
Такие хозяйства назывались виллами (усадьба, поместье). В них обычно входили оливковые рощи и виноградники, пастбища для скота и поля с зерновыми культурами. Для обслуживания вилл требовался труд нескольких десятков человек. По мере укрепления вилл мелкое и среднее крестьянство разорялось (а нередко и насильно сгонялось с земли), труд свободных людей заменялся трудом рабов. Старый закон, по которому гражданину запрещалось иметь более 125 га земли, был забыт.
Лишившиеся земли крестьяне становились арендаторами или батраками. Но работа батраков была сезонной и не обеспечивала постоянного заработка. В результате массы крестьян хлынули в города, пополняя ряды плебса. Часть из них сумела стать ремесленниками или строительными рабочими, другие же превратились в своего рода античный люмпен-пролетариат, который существовал за счет государственных раздач хлеба и денег или щедрот политиков, стремившихся завоевать популярность у избирателей.
Особый слой в ту эпоху составляли рабы. Часть их принадлежала государству, другие находились в руках частных владельцев и условно делились на сельских и городских. Положение последних в целом было более привилегированным. Среди городских рабов было немало образованных людей. Через ученых рабов-греков в Рим проникала эллинистическая культура. Благодаря "рабской интеллигенции" Древний Рим познакомился с такими техническими усовершенствованиями, как паровой обогрев помещений с помощью специальных труб, особый способ полировки мрамора и т.д.
В высших слоях римского общества также произошли изменения. Прежнюю знать стала теснить новая денежная аристократия - всадники. Это были, как правило, незнатные, но весьма состоятельные горожане, разбогатевшие на торговле или сборе налогов в провинциях. В борьбе за право эксплуатировать провинции всадники потеснили традиционную знать. Соперничество шло и на более низких ступенях римского общества. Начинали проявлять недовольство и рабы, их первое восстание произошло на Сицилии уже во II в. до н. э.
Серьезные проблемы возникали в провинциях. Ими управляли наместники, которые сменялись ежегодно, но в течение этого года часто распоряжались в провинциях, как в своих вотчинах. Провинциалов беззастенчиво грабили и недобросовестные сборщики налогов. Жители провинций не имели прав гражданства, они (включая римских колонистов) были урезаны и в других правах, что не могло не стать источником недовольства и конфликтов.
Огромная Римская держава была уже не в силах сохранять традиционную общинную структуру. Пытаясь предотвратить ее разрушение, народный трибун Тиберий Гракх в 133 г. до н. э. предложил возродить принцип уравнительного землепользования и строгое нормирование размеров участков. Предполагалось отобрать излишки у крупных землевладельцев и распределить их между безземельными гражданами. Многие, в том числе ряд членов сената, воспротивились этой реформе. В результате на одном из народных собраний вспыхнуло вооруженное столкновение и Тиберий Гракх погиб.
Его брат Гай все же попытался провести реформу в жизнь и даже начал распределять конфискованные земли, но это вновь привело к вооруженным столкновениям. Погибло около 3 тыс. римлян, в том числе и сам Гай Гракх, который, попав в безвыходное положение, приказал рабу убить себя.
Воскресить прежнюю общину, как хотели Гракхи, было уже невозможно. Но конфликты из-за земли не прекращались. В 90 г. до н. э. вспыхнуло мощное восстание италийцев - Союзническая война. Риму пришлось пойти на уступки и предоставить италийцам права римских граждан, в том числе доступ к общественной земле и к участию в политической жизни.
Союзническая война явилась важным рубежом: отныне полноправные граждане концентрировались не только в Риме, который утратил роль единственного .центра и уже не был гражданской общиной.
Изменения, происходившие в Риме, отразились и на духовной жизни общества. Уходили в прошлое прежние нравственные нормы, былая простота нравов, усиливалось имущественное расслоение. Защитники старых традиций приписывали это "растлевающему" влиянию греков. И действительно, значительная часть римской знати преклонялась перед обычаями греков, их литературой и искусством (таких людей стали называть филэллинами - любителями всего эллинского). Богатые римляне отправляли своих детей на обучение в крупные греческие города или покупали им в наставники ученых рабов-греков. Греческие боги играли все большую роль в системе верований римлян, росло влияние греческой литературы и искусства. Но это не "разлагало", а обогащало духовную жизнь Рима.
Но, конечно, римская культура не стала подобием греческой. Главное различие заключалось в том, что в Греции коллективистское начало сочеталось с соревновательным, там высоко ценилась роль личности и индивидуализм в целом. В Риме же господствовал принцип общей пользы, т. е. коллективизм. Римляне считали, что их культуру и историю творит весь народ. Тем не менее особый интерес к личности, ее внутреннему миру был следствием не только греческого влияния, но и развития самого Рима. С разложением общинных устоев и усилением имущественного неравенства росло и значение индивидуализма.