Культура древнегреческого полиса


Духовная культура Древней Греции была удивительно богата и разнообразна. Уже в VII-VI вв. до н. э. в Греции зародилась философия. Поначалу философы стремились постичь устройство и происхождение окружающего мира, поэтому философия была тесно переплетена с медициной, астрономией, математикой и другими науками, основы которых также закладывались в то время. Конечно, с современной точки зрения эти попытки постижения законов природы выглядят робкими и несовершенными, но главное заключалось в другом: теории строения мира впервые создавались на основе не мифологии, а научных знаний.
В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных дискуссий в народных собраниях родилось особое направление в философии - софистика (искусство ловких, часто противоречащих логике рассуждений). В V- IV вв. до н. э. софистика утвердилась в Афинах и стала распространяться по всей Греции. Выдающийся софист Протагор говорил: "Человек есть мера всех вещей", т.е. давал понять, что истина субъективна, человек как бы создает ее в своем сознании, исходя из личных взглядов и привычек. Софистика помогала в спорах, учила широте взглядов, умению понять чужое мнение.
Субъективное, индивидуальное начало отразилось и в литературе Древней Греции. Так, в VII-VI вв. до н. э. возник особый литературный род - лирика, раскрывающий сокровенные глубины внутреннего мира человека, все неповторимое богатство его личности. Естественно, это раскрытие шло через призму личности самого поэта. В центре внимания знаменитого древнегреческого театра также была личность. Авторы веселых комедий высмеивали человеческие пороки (при этом часто имея в виду своих политических соперников), а в трагедиях герои вели неравную борьбу с могущественными врагами, с силами природы, порой - даже с самими богами. Интерес к личности выразился и в древнегреческом искусстве: скульпторы и художники стремились как можно достовернее показать тело человека, передать в чертах лица и позе его характер, настроение.
Философы Древней Греции стремились сформулировать этические нормы, которые помогли бы сделать совершенным человека и общество в целом. Первым пошел по такому пути Сократ (469-399 гг. до н. э.), провозгласивший главной задачей человека нравственное совершенствование, которое позволит ему приблизиться к небесной красоте и гармонии. Платон (429- 347 гг. до н. э.), ученик и последователь Сократа, основал в Афинах Академию - философскую школу. В трактате "Государство" Платон разработал план идеального общественного устройства, стремясь в эпоху кризиса полиса вернуть обществу утраченную гармонию. Идеал философ видел в древних полисах, где все было подчинено общинному, коллективистскому началу. Платоновский полис получился аскетическим и уравнительным, отчасти родственным строго регламентированному спартанскому обществу. Но в эпоху кризиса даже такой полис воспринимался как оплот прочных традиций, как противовес разрушению привычного уклада жизни.

Другие записи

10.06.2016. Эллинизм - последняя фаза древнегреческой цивилизации
Пока греческие полисы вели междоусобные войны, на севере Балкан окрепло молодое государство - Македония. Мощная армия македонского царя Филиппа II нанесла греческим полисам несколько поражений, а в 338…