Возникновение греческой общины-полиса

Засушливый климат Греции и отсутствие крупных рек не позволяли строить оросительные системы, как на Востоке. Поэтому главными отраслями хозяйства у древних греков стали не земледелие, а скотоводство (козы, овцы) и садоводство (виноград, оливки). В Греции было немало полезных ископаемых (серебро, золото, медь, свинец, мрамор), но главным ее богатством являлось море. Удобные бухты, россыпь многочисленных островов создавали превосходные условия для мореплавания и торговли. И древние греки дали достойный "ответ" на "вызов" среды: их цивилизация идеально вписалась в природно-географическую среду. Древняя Греция стала сильной морской державой.
Первый очаг древнегреческой цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III- II тыс. до н. э. Но примерно в XV в. до н. э. оригинальная критская культура погибла (видимо, в результате мощного извержения вулкана). Ее сменила новая культура - ахейская. Эта цивилизация быстро и успешно развивалась, границы ее расширялись, но и она примерно в XIII-XII вв. до н. э. внезапно погибла. Причиной гибели ахейской цивилизации оказалась не стихия, а, скорее всего, нашествие северных племен, в том-числе и греков-дорийцев.
Критская и ахейская культуры были предшественницами собственно греческой цивилизации. В VIII-VI вв. до н. э. ее границы охватывали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. А около 500 г. до н. э. началась великая греческая колонизация. Древние греки продвинулись в Италию, Францию, достигли побережья Испании, Восточного Средиземноморья (Леванта) и Северной Африки. Колонизация привела к массовому оттоку населения из Греции. Уезжали прежде всего те, кто был недоволен своим экономическим и общественным статусом. Это отчасти способствовало ослаблению социальной напряженности в самой Греции.
Но главным результатом колонизации было бурное развитие торговли, сопровождавшееся ростом судостроения и связанных с ним ремесел. Греческим колонистам и мореплавателям приходилось противостоять морским и земным стихиям, а добиться успеха в этой борьбе могли только самые смелые, предприимчивые и умелые. Поэтому колонизация привнесла в жизнь Древней Греции дух соревнователъности. Не случайно именно в Греции родились знаменитые Олимпийские игры - подлинный праздник во славу совершенства души и тела человека.
Основой греческого общества была община, во многом отличавшаяся от традиционной восточной общины. Это была община-полис, в которую входило не только сельское, но и городское население. Членом ее мог стать каждый свободный собственник-грек. Все члены общины-полиса в той или иной степени обладали политическими правами, поэтому греческий полис называют гражданской общиной.
Если в восточных деспотиях государство стояло над общиной, то в Греции оно как бы вырастало из нее, формируясь на ее основе. Греческая община сама была маленьким государством, отличавшимся экономической, политической и идейной целостностью. Она оказала большое влияние на политическую жизнь цивилизации, систему ее этических ценностей, отчасти - даже на литературу, искусство, философию. Внутри общин-полисов формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности общинников. У полисов, как правило, была собственная армия (ополчение), они самостоятельно вели внешнеполитические дела. Полис был коллективным собственником земли. Его граждане, ощущая себя свободными и полноправными людьми, верили, что их личное благополучие непосредственно зависит от успехов родного полиса. А процветание полиса, в свою очередь, зависело от преданности и поддержки граждан, от того, насколько энергично и честно они служат полису.
Почему же сильные и самостоятельные общины-полисы возникли именно в Греции? Во многом это связано с тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств. В глубокой древности, правда, во главе полисов стояли цари и родовая знать, но их власть оспаривали мелкое крестьянство и многочисленные незнатные горожане, которые видели в правлении аристократии угрозу своей скромной собственности. В результате этой борьбы родовая знать во многих полисах оттеснялась от управления и устанавливалось единовластие, или тирания (слово "тиран" в древности означало "единоличный правитель" и не имело отрицательного смысла).
Но после того как тирания ослабила позиции аристократии, необходимость в ней отпала. На смену единовластию в одних полисах пришло правление меньшинства (олигархия), в других - правление большинства, "всего народа" (демократия). Но в обоих случаях основную роль в структуре власти играло народное собрание, которое решало все важнейшие вопросы.
Так возникла уникальная черта древнегреческой цивилизации - демократия. Ее обеспечивали народное собрание и принцип выборности власти. Привилегиями демократии пользовались все граждане полиса. Неполноправными считались прежде всего зависимые крестьяне, утратившие право собственности на землю, и метеки (иноземцы). По мере завоевания греками новых земель число метеков росло, многие из них были весьма богаты, однако землю им по-прежнему запрещалось покупать.
Наиболее бесправной социальной группой были рабы, к которым в Греции относились гораздо жестче и суровее, чем на Востоке. Видимо, это было связано с тем, что долговое рабство в Греции довольно быстро исчезло и рабами были только военнопленные, к которым и относились соответственно - как каратам. Рабы в Древней Греции считались "говорящим орудием" и были лишены даже минимальных прав. Вступать в брак они не могли, и дети, рождавшиеся у рабынь (пусть даже и от их владельцев), автоматически становились рабами. Но хотя число рабов постоянно росло, основными производителями, как и на Востоке, все же были не они, а свободные граждане.
Экономическая жизнь полисов развивалась весьма бурно, особенно процветала торговля. Крупнейшим торговым полисом к V в. до н. э. стали Афины, они торговали с государствами Северной Африки, Западной Азии, с причерноморскими землями. В Греции успешно развивались товарно-денежные отношения - весьма необычное явление для древности. Некоторые -историки даже считают возможным говорить о своеобразном "античном капитализме". Но, конечно, экономика Древней Греции не была капиталистической, а лишь носила отдельные черты таковой, причем в самом зачаточном виде. При всей развитости торговли хозяйство Древней Греции было в своей основе натуральным, т. е. основная масса продуктов производилась для внутреннего потребления, а не для продажи на рынке.
Община-полис, таким образом, была главной ячейкой древнегреческой цивилизации. Именно в полисе зародились основы древней демократии, товарно-денежных отношений, возникла гражданская община - зародыш современного гражданского общества. Именно посредством полиса были закреплены необычные, для древности взаимовыгодные отношения общества и государства, в равной степени нужных друг другу.

Другие записи

10.06.2016. Два центра древнегреческой цивилизации
На рубеже VI-V вв. до н. э. греческие полисы достигли расцвета. Среди них постепенно выделились два наиболее могущественных полиса - Афины и Спарта, ставшие центрами греческой цивилизации. Оба центра развивались…
10.06.2016. Культура древнегреческого полиса
Духовная культура Древней Греции была удивительно богата и разнообразна. Уже в VII-VI вв. до н. э. в Греции зародилась философия. Поначалу философы стремились постичь устройство и происхождение окружающего…