От мифа к религиям спасения


Огромную роль в духовной жизни цивилизаций Востока играла религия. В глубокой древности люди воплощали свои представления об окружающем мире в мифах. Дошедшие до нас мифы говорят, в частности, о том, что человек древности осознавал себя частью природы. В то же время древние люди, будучи бессильны перед природной стихией, обожествляли ее. Силы природы воплощались в древних богах, весьма распространен был и тотемизм - культ животных-богов. Боги Древнего Египта изображались с головами собаки, коровы и даже крокодила. В системе мифов сложилось и своеобразное представление о загробной жизни, в которой, как правило, видели продолжение жизни земной, но в ином качестве. Например, древние египтяне считали, что к западу от Египта находится Страна мертвых, где все обстоит примерно так же, как у живых.
Наряду с мифами древнее человечество постепенно создавало основы научных знаний: астрономии, математики, медицины и пр. Правда, поначалу робкие попытки научного осмысления мира не противопоставлялись мифологии, а причудливым образом переплетались с ней. До нас дошли, например, рецепты древних врачей, в которых рациональные медицинские предписания соседствуют с магическими обрядами. Но примерно в VIII-II вв. до н. э. новая система представлений о мире, во многом основанная на естественнонаучных знаниях, стала постепенно разрушать мифологическое мировосприятие. К прежнему осознанию человеком своей беспомощности перед силами природы прибавляется осознание своего "я", своей неповторимой индивидуальности, и вместе с тем - своей смертности. Людям уже недостаточно было просто знать, что вслед за их физической кончиной наступит "какая-то" жизнь. Человек хотел точно представлять, каким будет потусторонний мир, от чего будет зависеть место каждого в нем, что это будет за место и т. д. Появились понятия греха и добродетели, которые, как считали древние, станут критерием "распределения мест" в загробном мире.
Так возникла нравственная система координат, в которой греховности мира земного противопоставлялась чистота мира небесного (загробного). Появились религии спасения, основанные на детально разработанной этике, следование которой позволяло очиститься от грехов, сделать свою земную жизнь добродетельной и этим обеспечить спасение души в загробном мире. В Индии возникли религии спасения - буддизм и индуизм, в Китае - конфуцианство, в Персии (Иране) - зороастризм, в Палестине - иудаизм. Религии спасения способствовали дальнейшему развитию цивилизации: лежавшая в их основе религиозная этика формировала - наряду с прочим - устойчивые пивилизационные традиции, без которых немыслим прогресс. И весьма характерно, даже символично, что религии спасения возникли ближе к концу истории древнего мира, накануне наступления новой эпохи - средневековья.

Другие записи

10.06.2016. Переход от первобытного общества к цивилизации
Примерно в IV тыс. до н. э. начался переход человечества от первобытного общества к цивилизации. Этот процесс шел чрезвычайно долго и, разумеется, неравномерно. В некоторых труднодоступных местностях Африки…
10.06.2016. Появление законодательства
Если в первобытном обществе закон определялся обычаями и традициями (обычное право), то с возникновением цивилизации появились письменные своды законов. Их появление означало определенный уровень цивилизованности…