Восточные государства-деспотии


 Хотя локальные цивилизации разнообразны и многолики, еще с древних времен наметились два их основных региона со своими особыми историей и судьбой - Восток и Запад. Как известно, на Востоке преобладало ирригационное земледелие. Для создания искусственных оросительных систем требовалось организовать совместный труд сотен и тысяч людей, а без сильной власти это, как правило, было невозможно. Данное обстоятельство и стало одной из причин возникновения в древних восточных цивилизациях особой формы государства - деспотии.
Суть деспотий при всех внешних различиях была единой: во главе их стоял полновластный правитель (деспот), владевший всей землей. Он осуществлял свою власть через широкую сеть чиновников, которые собирали налоги, организовывали сельскохозяйственные и строительные работы, следили за состоянием оросительной системы, за своевременным пополнением войска, вершили суд и т. д. Власть восточных деспотов была неограниченной (с греческого "деспотия" так и переводится - "неограниченная власть"). За ними было последнее слово во всех вопросах - военных, хозяйственных, юридических и пр.
Считалось, что власть деспотов имеет божественное происхождение, а сами они в глазах населения были наместниками богов на земле. Так, в Египте фараон носил титул владыки Обеих Земель (т. е. Южного и Северного Египта) и считался живым воплощением Бога. Китайцы называли своего императора Сыном Неба, а в древнеиндийской религиозной книге "Веды" говорится, что царь создан из частиц тела разных божеств. Вера в божественное происхождение правителей укрепляла их власть и помогала держать народ в полном повиновении.
В восточных обществах довольно рано сложилась жесткая иерархия: все социальные слои занимали определенное положение в обществе, которому строго соответствовали их обязанности, права и привилегии. По мере возникновения различных профессий происходила своего рода социальная сортировка новых общественных слоев - за каждым закреплялось особое место.
Пирамида власти в древних восточных цивилизациях выглядела примерно так. На вершине находился правитель-деспот, чуть ниже - высший слой знати: жрецы, родовая и военная аристократия. Еще ниже располагался многочисленный аппарат чиновников. Здесь уже главную роль играли не знатное происхождение и милости правителя, а профессиональные знания. В привилегированном положении находились также купцы и воины: первые укрепляли экономическую, а вторые - военную мощь государства. Ближе к основанию "пирамиды" находились ремесленники и свободные общинники - наиболее многочисленный слой общества. На протяжении почти всей истории цивилизаций, вплоть до XIX в., сельская община была главной производственной ячейкой. А корни ее уходили в первобытную эпоху, когда люди объединялись в родовые, а затем соседские общины. На основе последних и возникли сельские общины, в которых нередко сохранялись как семейные, так и соседские связи.
Сельская община была экономически замкнутым организмом: натуральное хозяйство обеспечивало ее членов всем необходимым, а государство вмешивалось в жизнь общины, как правило, лишь при необходимости собрать налоги или пополнить войско. В остальном община была самоуправляемой, все спорные вопросы решались на собраниях общинников. Самым страшным наказанием для общинника было изгнание из общины - отторжение от привычного социального организма, вне которого он не мыслил существования.
В древних цивилизациях Востока существовало и рабство. Его источником были военнопленные, а также должники, которых по мере социального расслоения общины становилось все больше. Рабы обычно трудились в составе больших патриархальных семей, реже - на государственных работах или на землях и в мастерских, принадлежавших знати. Но главную роль на Востоке играл труд свободных и зависимых крестьян и ремесленников.

Другие записи

10.06.2016. От мифа к религиям спасения
Огромную роль в духовной жизни цивилизаций Востока играла религия. В глубокой древности люди воплощали свои представления об окружающем мире в мифах. Дошедшие до нас мифы говорят, в частности, о том, что…
10.06.2016. Переход от первобытного общества к цивилизации
Примерно в IV тыс. до н. э. начался переход человечества от первобытного общества к цивилизации. Этот процесс шел чрезвычайно долго и, разумеется, неравномерно. В некоторых труднодоступных местностях Африки…