Сущность нового времени


Середина XVII в. явилась гранью, отделяющей новое время от средневековья и даже от раннего нового времени, тесно связанного с предыдущей эпохой. Что же принципиально отличает новое время от средневековья и других, более ранних эпох? Главным отличием принято считать утверждение буржуазных отношений в Западной Европе, которое обычно связывают с Английской революцией середины XVII в. Она нанесла сокрушительный удар по феодализму, обозначив начало процесса ломки феодальных отношений и в других странах.
В новое время началось формирование индустриальной цивилизации, которая строилась на принципиально иных основах, нежели традиционная. Сложный и длительный процесс разрушения устоев традиционной цивилизации обобщенно именуется модернизацией. В сфере экономики модернизация включает в себя урбанизацию - небывалый доселе рост городов, решительно оттесняющих деревню на второй план, и индустриализацию - активное использование в производстве машин, начало которого было положено во второй половине XVIII в. промышленным переворотом в Англии. Модернизация затрагивает и социальную сферу, где происходит демократизация политических структур, создающая предпосылки для формирования гражданского общества и правового государства. Развивается и процесс секуляризации (обмирщения) сознания, что становится возможным прежде всего благодаря стремительному росту знаний о природе и обществе.
Совокупность всех этих процессов меняет самого человека, его систему ценностей. Если человек традиционной цивилизации был уверен в неизменности природы и общества, то человек нового времени считает возможным (а порой и необходимым) контролировать и видоизменять природу и общество. Иным становится и отношение людей к государственной власти, которую уже не воспринимают как нечто данное свыше и к которой начинают относиться критически.
Человек нового времени необычайно мобилен, он быстро приспосабливается к изменениям в окружающей жизни. В отличие от человека средневековья он не ограничен рамками своего сословия или корпорации, родного города или деревни и ощущает себя частицей более крупной общности - класса, нации, государства. В новое время изменяется и массовое сознание. Благодаря распространению грамотности и появлению средств массовой информации сужается пропасть, которая отделяла рядового человека средневековья от интеллектуальной элиты.
Конечно, процессы, связанные с модернизацией, различались по скорости и глубине. Так, в XVII и особенно в XVIII в. довольно быстро росли города, но ведущие позиции в экономике по-прежнему занимало сельское хозяйство, в котором была занята основная часть населения. Вместе с тем в аграрном секторе в отличие от промышленного долго сохранялись техническая отсталость и мелкое производство.
Во второй половине XVIII в. начинается использование машин, но в целом экономика еще только приближается к стадии индустриализации. Все эти процессы, постепенно набирая скорость, подрывают основы традиционализма. В передовых странах Западной Европы его крушение становится очевидным уже в первые десятилетия XIX в. Утверждение капитализма идет рука об руку с модернизацией. История убедительно показывает, что оба эти процесса теснейшим образом связаны и взаимозависимы: капитализм невозможно построить в традиционном обществе, а истинную модернизацию нельзя осуществить, минуя капитализм.
Эпоха становления капитализма сопряжена с социальными революциями - радикальным и довольно быстрым насильственным изменением политической и общественной структур, а также основных систем ценностей. Внешне революции могут быть сходны с бунтами, восстаниями, дворцовыми переворотами, но лишь революции приводят к глобальной ломке старых устоев. Вплоть до нового времени революций не переживала ни одна цивилизация (а некоторые страны и позже сумели обойтись без них, развиваясь по эволюционному пути). В отличие от так называемых революционных, или формационных, сдвигов (например, переход от античности к средневековью) социальные революции могли появиться только на заре нового времени как органичный (но отнюдь не обязательный) элемент модернизации традиционного общества.
Поначалу область распространения революций была сравнительно небольшой. В конце XVI-XVIII в. она включала в себя лишь три страны Западной Европы: Голландию (1566-1609), Англию (1642-1653) и Францию (1789-1794). Революцией нередко называют и Войну за независимость североамериканских колоний Англии (1775-1783), хотя фактически капитализм утвердился в Северной Америке задолго до этой войны. В XIX в. географические рамки процесса модернизации значительно расширяются, что приводит к учащению революций. Революционное брожение вслед за Западом постепенно охватывает и Восток (в основном уже в XX в.).
Обычно революции вспыхивают в ситуации, когда социально-экономическое развитие вступает в противоречие со сдерживающей его косной политической структурой. Это противоречие, как правило, обостряется тяжелым кризисом, который и создает революционную ситуацию: поражение в войне, неудачные меры правительства, провоцирующие недовольство широких слоев общества, и т. д. Например, в Англии накануне революции разразился финансовый кризис, который обострялся массовыми гонениями на пуритан - английских кальвинистов. Общую картину кризиса довершали своевольные действия королей Якова l и Карла I, в результате которых парламент оказался в оппозиции монархии.
В Америке ситуацию накалили ограничительные меры британского правительства. Метрополия вводила новые налоги, повышала таможенные сборы, запрещала колонистам продвигаться на еще неосвоенные западные земли. Ограничивалось также экономическое развитие колоний и их самоуправление.
Крайне напряженное положение сложилось к 1789 г. и во Франции. В торговле и промышленности царил застой, казна пустела из-за чрезмерных трат двора. А последней каплей, переполнившей чашу терпения французов, стала попытка короля ограничить права созванного после длительного перерыва представительного собрания - Генеральных штатов.
Помимо кризисов для возникновения революций необходимо еще одно условие: сознание людей должно измениться ("модернизироваться") настолько, чтобы они поверили в свои силы, в возможность изменить государственный строй. А это может произойти только в том случае, если рухнут традиционные представления о незыблемости политических порядков и о Божественном происхождении власти.
В преддверии революций в Англии, Северной Америке и Франции передовые философы и публицисты обосновывали право народа на насильственное свержение деспотической власти и установление справедливых порядков, устраивающих большинство населения. В каждой последующей революции эти идеи корректировались с учетом исторического опыта. Декларация независимости США (1776) стала первой в мире декларацией прав человека, ее создателей вдохновляли идеи французских и других просветителей. Эти же идеи были запечатлены и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789).
Как правило, на первом этапе революций нового времени королевская власть теряла в глазах общества свою законность и авторитет, и в итоге наступал своего рода вакуум власти. В этих условиях управление переходило к представительным органам: Генеральным штатам в Голландии, парламенту в Англии, Национальному собранию во Франции, Континентальному конгрессу в Северной Америке.
После первого этапа революций обычно наступал более или менее продолжительный период (в Голландии он охватывал несколько десятилетий) корректировки основ нового общества - как политических, так и социально-экономических. На этом этапе единство участвовавших в революции группировок нередко распадалось и начиналась их борьба за власть. В одних случаях она могла носить относительно мирный характер (США), в других была жестокой и беспощадной, связанной с многочисленными жертвами (Англия и в особенности Франция). От исхода борьбы между радикальными и умеренно-консервативными течениями в революции зависели в конечном счете характер и глубина будущих преобразований.
Так, в Англии и Франции после вспышек радикальных настроений (во втором случае носивших сверхбурный характер) установился режим военной диктатуры (протекторат Кромвеля и консульство и империя Наполеона). А за этим последовала реставрация монархии: в 1660г. в Англии и в 1815 г. во Франции. Однако возвращение к эволюционному пути развития не означало "отмену" революционных преобразований, а лишь делало ритм начавшихся изменений более спокойным и равномерным. Наиболее радикальными и эффективными были эти изменения в Северной Америке, которая фактически не знала монархического строя и после завоевания независимости пошла по республиканскому, демократическому пути.

Другие записи

10.06.2016. Цивилизации Востока и формирование колониальной системы
В XVII-XVIII вв. границы европейской цивилизации постоянно расширялись: речь, разумеется, идет не о географическом расширении, а о распространении идей, ценностных систем, социально-экономических структур…
10.06.2016. Человек нового времени
В XVII-XVIII вв. на Западе активно утверждался не только капитализм, но и новый тип человека, с особой системой ценностей и отношением к религии, труду, обществу и т. д. Это новое восприятие мира, принципиально…