Введение к курсу истории мировых цивилизаций



В русской (советской) исторической науке долгое время господствовал формационный подход к историческому процессу. В основе этого подхода лежало изучение социально-экономических отношений, которые, как считалось, последовательно развиваются от низших к высшим. Венчала это развитие коммунистическая (социалистическая) формация.
Между тем в -мировой науке преобладал другой метод - цивилизационный, позволявший гораздо глубже и полнее осмыслить все многообразие исторического процесса. В разработку этого метода в свое время внесли значительный вклад и многие русские историки и философы (причем не только до Октябрьской революции, но и после нее, оказавшись в вынужденной эмиграции).
Понятие "цивилизация" появилось еще в античные времена, оно происходит от слова, означающего "государственный ", "гражданский ", "городской", и со времени своего возникновения противопоставляется понятиям "варварский, дикий, грубый". Научные теории цивилизаций возникли значительно позднее, в XVIII в. Они подразделяются на теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. Первые изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, состоящий из определенных стадий. В известной степени стадиальные теории близки к традиционному формационному методу.
Теории локальных цивилизаций изучают большие общности народов, которые исторически закрепились на конкретных территориях и отличаются друг от друга специфическими особенностями социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации могут существовать в пределах одного государства (китайская, индийская, и пр.), а могут охватывать и ряд государств (западноевропейская, латиноамериканская). Специфика локальных цивилизаций обусловлена совокупностью множества факторов (географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная структура, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт и традиции населения и т. д:). Устойчивое сочетание всех этих факторов создает характерное "лицо" цивилизации, которое и отличает ее от других. Вместе с тем локальные цивилизации в определенной мере подчиняются и общим законам мирового исторического развития.
Таким образом, стадиальный подход к изучению цивилизаций позволяет увидеть общие закономерности их развития, а локальный - своеобразие этого развития. Проще говоря, оба подхода дополняют и взаимно обогащают друг друга. Поэтому в данном кратком курсе рассмотрение локальных цивилизаций сочетается с анализом стадиального развития.

Другие записи

10.06.2016. Античная цивилизация
      С легкой руки А.Тойнби понятие "цивилизация" стало привычным в инструментарии историка. Однако, как часто бывает, легче ввести в оборот слово, чем дать вразумительное объяснение его смысла.…
10.06.2016. Древние цивилизации Мезоамерики
  В южной части города Мехико, недалеко от Университетского городка, находится археологическая зона Куикуилько (Cuicuilco). Расцвет цивилизации Куикуилько приходится на период с 1500 года до 200 года…
10.06.2016. История Китайской цивилизации
  Комментарий к истории Китая   I Этап Эпоха Пяти Правителей - XXIX-XXI вв. до н.э. Легендарная эпоха, или эпоха легенд. Почти ничего не сохранилось, кроме описания ее падения и воцарения династии…
10.06.2016. Места поселений старообрядцев в северной части Приморского края (состояние на 1932 год)
        Кружки с цифрами: 1. Адими - поселок; 2. Назаровка - поселок; 3. Пугдо - хутор; 4. Малиновка - хутор; 5. Вознесеновка - хутор; 6. Каменка - поселок; 7. Котеловка - поселок; 8. Антоновка…
10.06.2016. Центральная цивилизация
Содержание: 1. Введение 2. Определение Центральной цивилизации как возможности 3. Признание Центральной цивилизации как реальности 4. Было ли когда-либо падение Центральной цивилизации? 5. Мировая…