"Детство" европейской цивилизации


Основы западноевропейской цивилизации были в значительной мере заложены римской цивилизацией, но на ее формирование повлиял и ряд других факторов, в частности Великое переселение народов в IV-VII вв. Первое столкновение германских варварских племен и римской цивилизации произошло еще при Цезаре, когда римские войска, под его предводительством отбили натиск германцев в провинции Галлия (50-е гг. до н.э.). Позднее, во II-III вв. н.э., в движение пришли восточные германские племена - готы. Закрепившись на причерноморских землях, они совершали набеги на империю.
В IV в. германские и прочие племена начинают массовое перемещение на запад, которое и дало название Великому переселению народов. В 418 г. в Галлии, близ современной Тулузы, вестготы (западные готы) создают первое варварское королевство на территории Западной Римской империи. Тогда же Галлию наводняют и другие германские племена (вандалы, аланы, свевы), которые закрепляются на римских землях, опустошая и грабя их. Вскоре в империю вторгаются и гунны во главе со знаменитым вождем Аттилой, которого современники прозвали "бичом Божьим". В 457 г. племя бургундов основывает близ aExamen.ru: "Детство" европейской цивилизацииЖеневского озера Бургундское королевство, границы которого вскоре расширяются на север и юг. После гибели Западной Римской империи (476) распространение по Европе варварских племен продолжается. Только в Британии к концу VI в. возникает семь варварских королевств.
Но создание таких королевств не приводит к восстановлению стабильности в Европе. Варварские королевства постоянно ведут войны друг с другом, границы их все время меняются, и большинство новых королевств довольно быстро исчезает. Эта хаотичная картина дополняется непрерывными перемещениями по Европе многочисленных германских, тюркских, персидских и славянских племен, еще не создавших собственной государственности. Понемногу волны варварских нашествий улеглись. Но в VIII- XI вв. им на смену пришли набеги на Западную Европу воинственных норманнов - германских племен из Скандинавии. Еще раньше, на рубеже VII-VIII вв., молодая исламская цивилизация совершает бросок на запад, завоевывая Северную Африку и значительную часть Испании.
Как же повлияли варвары на западноевропейскую цивилизацию? Многие историки считали, что, разрушив римскую цивилизацию, варвары отбросили Европу на несколько веков назад. Действительно, многие европейские города были опустошены, торговля почти замерла, никем не обрабатываемые земли приходили в запустение.
Но не стоит забывать, что уровень цивилизованности варварских племен был разным. Были среди них и совсем дикие, но были и такие, которые, долгие годы прожив бок о бок с римлянами, усвоили ряд элементов их культуры и быта (например, вестготы, остготы, франки). Известно, что при дворе остготского короля Теодориха (правил в 493-526 гг.) творили римские философы, писатели и историки, в королевстве процветали искусства и науки, действовала римская система образования. По приказу Теодориха в Риме, Равенне, Вероне и других городах восстанавливались древние сооружения и возводились новые, были возрождены театральные и цирковые представления. Хотя, конечно, "остготское возрождение" (так называют этот феномен историки) было не правилом, а исключением.
Надо учитывать и то, что варварские племена (даже наиболее дикие и жестокие) захватили уже "цивилизованное пространство", с городами и зданиями, дорогами и мостами, другими хозяйственными и культурными сооружениями. Все это невозможно было разрушить сразу, уже не говоря о римских традициях и обычаях, прочно утвердившихся на завоеванных варварами землях.
Важно было и другое: перетекание элементов римской цивилизации в зачаточные государственные образования Западной Европы шло как бы параллельно по времени с общим переходом к феодализму, начавшимся еще в римскую эпоху. И этот сложнейший процесс развивался при самом активном участии варваров. Можно сказать, что происходил своего рода синтез (соединение) позднего римского общества с варварским. И колоны и бывшие рабы, посаженные хозяевами на землю, по сути дела, были арендаторами. Рядом с крупными поместьями, где они трудились, возникали общины германцев, которые уже в V-VI вв. начали расслаиваться.
Члены германских общин имели участки земли, которые можно было продавать, покупать, дарить или завещать, т. е. пользоваться ими как частной собственностью. В этих условиях стало быстро расти крупное землевладение. Так возникли два основных класса феодального общества: феодалы, собственники земли, и получавшие от них на определенных условиях землю зависимые крестьяне.
Конечно, темпы становления феодализма в различных районах Западной Европы были неодинаковыми. Там, где сочетание римского и варварского начал было более или менее гармоничным (например, на северо-востоке Галлии), этот процесс развивался быстро. Если же римское начало преобладало (Италия) или, напротив, было слабым (Британия, германские земли между Рейном и Эльбой), а то и вовсе отсутствовало (Скандинавия), феодализация общества шла медленно. Поэтому и утверждение феодализма в этих и других областях Западной Европы растянулось на VIII-XII вв.
Нынешняя западноевропейская цивилизация при всей ее многоликости имеет ряд общих черт, и сегодня уже трудно представить, из какой разнородной смеси племен и народов она возникла. Тем не менее идея европейского единства появилась уже на рубеже VIII-IX вв., когда франкский король Карл Великий (правил в 768-814 гг.) создал огромную империю, простиравшуюся от Барселоны до Богемских гор и Венского леса, от Средней Италии до Ютландии. Карл стремился возродить Римскую империю, в 800 г. папа Лев III даже провозгласил франкского короля "римским императором". Однако новоиспеченная империя распалась вскоре после смерти Карла. В 843 г. его потомки разделили ее земли на три части, давшие начало современным Франции, Германии и Италии.
Но идея преемственности между Западной Европой и Римской империей не умерла. Германский король Оттон I (правил в 936-973 гг.) после ряда успешных военных походов в 962 г. провозгласил создание Священной Римской империи. Но и она не стала прочным образованием, так как не могла остановить формирование самостоятельных национальных государств. И все же империи Карла Великого и Оттона I сыграли важную роль в становлении западноевропейской цивилизации, став своего рода передаточным звеном между ней и ее великой предшественницей - Римской империей.
Идея единства западноевропейской цивилизации формировалась и под воздействием римско-католической церкви, претендовавшей на главенствующую роль в политической жизни Европы. Церковь внушала своей пастве идею исключительности христианского мира, будто бы стоявшего выше всех прочих стран и народов. Значительную роль в утверждении христианства в Европе сыграли монастыри, возникновение которых относится к VI в. Они в течение нескольких веков были единственными центрами просвещения. В монастырских школах готовили переписчиков не только религиозной, но и светской литературы, благодаря чему до наших дней дошло множество античных текстов.
Вопрос соотношения церковной и светской власти всегда был одним из важнейших и для церкви и для государства. В произведении христианского писателя Августина Блаженного Аврелия (354-430) "О граде Божьем" утверждается идея верховенства Божественной власти (града Божьего) над светской, земной (градом земным). Такой тип управления государством называется теократией (правлением Бога). Идеи Августина Блаженного получили признание в западном мире, а на Востоке христианская церковь строила отношения с государством по-иному.
Разногласия между Западной и Восточной христианскими церквами касались также догматики и обрядов. Рим, считавшийся городом апостола Петра, хранителя ключей от рая, стал центром западного христианства. Римские епископы, считавшие себя преемниками Петра - первого епископа Рима, на рубеже IV-V вв. начали именовать себя папами (главами церкви). Экономическая мощь церкви постоянно росла:
вплоть до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десятина - налог, которым облагалось практически все западноевропейское население.
Высокий авторитет церкви не могла не признавать и светская власть, нередко умело использовавшая его. Так, Карл Великий, создавая свою империю, короновался в Риме, что должно было символизировать союз церкви и государства. Но этот союз был неустойчивым: каждый из "союзников" стремился обеспечить свое главенство. Соперничество шло с переменным успехом. В XI-XIII вв. чаша весов склонялась в пользу церкви. Папы римские фактически ведали государственными делами ряда европейских стран, нередко вмешивались даже в личную жизнь монархов. Именно тогда, в 1096- 1270 гг., церковь организовала восемь крестовых походов в Палестину для освобождения Гроба Господня.
Но далеко не все представители духовенства были истинными служителями Бога. Попадались среди них и ловкие интриганы, стремившиеся к личной власти и обогащению. У многих верующих это вызывало осуждение, которое нашло отражение в средневековой литературе. На рубеже XIII-XIV вв. период политического могущества церкви завершается. Набирающая силу западноевропейская государственность сумела вернуть первенство светской власти. В XIV в. ослабление папства привело к великой схизме - расколу внутри католической церкви. Из-за внутренних разногласий папский престол одновременно занимали два, а потом и три папы, объявлявшие друг друга антихристами.
Главным итогом противоборства светской и церковной власти в средние века стало возникновение традиции диалога в политической жизни. В дальнейшем это сыграло важную роль в формировании особого типа государственной власти, способной учитывать интересы общества и идти с ним на компромисс.

Другие записи

10.06.2016. Власть и общество
Хотя развитие разных регионов Европы шло неравномерно, наличие европейского контекста, т. е. взаимосвязи европейских стран, позволяло им быстро перенимать и осваивать новые тенденции. Поэтому основные…
10.06.2016. Духовный мир средневековья
В средние века культура Западной Европы была пронизана духом христианства. Царицей всех наук считалась теология (учение о Боге, богословие), но она была достоянием избранных - духовной элиты общества,…