Европа на пороге нового времени


Точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой, всегда трудно. В русской (советской) историографии долгое время считалось, что гранью между средневековьем и новым временем было начало Английской буржуазной революции (1640-е гг.), которая дала толчок развитию капитализма. Но закат средневековья начался примерно за два века до этого. Еще вa XV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип - предприниматель, делец. Начался бурный рост производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Иным стал и темп жизни: средневековая медлительность уступала место бурному, энергичному стремлению вперед. Эту эпоху (XV-XVI вв.), когда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации, называют ранним новым временем.
Одной из его главных черт было начало создания глобальной, океанической цивилизации. Это стало возможным в результате Великих географических открытий, положивших конец замкнутости Запада, сделавших его связи с Востоком постоянными. Эти связи существовали и раньше, но они были весьма ограниченными. Ничего не изменили и крестовые походы XI- XIII вв.: крестоносцам в конечном счете пришлось отступить, и все земли, временно захваченные ими, вернулись к мусульманам.
Но с рубежа XV-XVI вв. все изменилось. Расцвет европейской экономики и торговли вызвал потребность в драгоценных металлах. Несметные богатства Востока манили европейских купцов и мореплавателей. Португальские, испанские, а затем и другие корабли устремились к далеким берегам Индии. Попутно мореплаватели открывали новые побережья и острова, был открыт и гигантский континент - Америка (1492). Границы известного европейцам мира стремительно раздвигались.
Сталкиваясь с другими цивилизациями, европейцы подходили к ним прежде всего с точки зрения их практической полезности для себя. Поэтому, например, в ходе завоевания Америки португальцами и испанцами (Конкисты) были, по сути дела, уничтожены древние цивилизации инков, ацтеков и майя, уже имевших свою государственность (хотя и не столь развитую, как у европейцев). А Африканский континент стал источником дешевой рабочей силы - негров-рабов. С начала XVI в. Португалия, а затем Голландия, Англия и Франция возродили давно ушедшую в прошлое работорговлю. Негров захватывали на западном побережье Африки или покупали за бесценок у местных вождей и перевозили в Америку, где требовались рабочие руки. Европейцам это было выгодно, а Африка лишилась сотен тысяч своих сынов, нарушились сформировавшиеся на континенте торговые и экономические структуры.
Иначе сложились отношения Запада с азиатским Востоком. Япония и Китай, страны высокоразвитых цивилизаций, попросту закрыли свои границы, почти полностью запретив въезд иностранцам. Только к середине XIX в. европейцы силой "открыли" эти страны. А вот в политически раздробленную Индию, где пришла в упадок некогда сильная держава Моголов, им удалось проникнуть без особого труда. Европейские компании прочно утвердились в Индии, которая фактически (а затем и формально) лишилась самостоятельности.
Европеизация планеты, принимавшая, как правило, насильственные формы, порой исключительно жестокие, привела к значительным сдвигам и в самой Европе. Торговые центры сместились из Средиземноморья в голландские, английские и прочие порты Атлантики. Приток заморского золота вызвал "революцию цен". Усложнились финансовая система и банковское дело. Появление новых рынков сбыта дало мощный толчок развитию промышленности и торговли. Все это в конечном счете вело к складыванию капиталистических отношений.
Великие географические открытия разрушили средневековую картину мира. Пределы его как бы раздвинулись, а кругосветное путешествие .португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что земля имеет форму шара. Но главной причиной перелома в умах, в представлениях о мире был невиданный взлет научной мысли. Огромный рывок в развитии техники и естественных наук говорил о беспредельности возможностей человеческого разума.
Развитие естествознания шло рука об руку с расцветом материальной культуры, оба эти процесса как бы подпитывали друг друга. Ручной труд стал вытесняться машинным (например, в горном деле), были изобретены печатный станок, ряд сложных приборов (барометр, телескоп, микроскоп и пр.). Гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473- 1543) перевернула прежние представления о Вселенной. Оказалось, что Земля, считавшаяся центром мироздания, - лишь ничтожная пылинка в безграничном космосе.
Мощное развитие науки углубило ее разрыв с религией. Конфликты с церковью нередко оканчивались трагически для ученых. Но остановить развитие естествознания было уже невозможно.
Этот бурный процесс оказал огромное влияние и на философию: ведь новая картина мира требовала и нового философского осмысления. Кого-то из философов эта новизна приводила в растерянность, другие создавали оптимистичные теории, предрекая дальнейшее развитие научной мысли. Европейский рационализм, пробудившийся еще в раннее средневековье, в XVI- XVII вв. получил новый мощный импульс.
В эпоху раннего нового времени обретали силу буржуазные отношения. Они зародились еще в конце XIV в. в крупных торговых городах Италии, а затем распространились в Англии, Германии, Франции, других странах. Центрами развития капитализма были города, где складывалась новая общественная прослойка: купцы, ростовщики, цеховые мастера и пр. Все они располагали капиталами (чаще всего нажитыми на торгово-ростовщических операциях) и стремились не прятать их в сундуках, а вкладывать в производство, чтобы получить высокую прибыль. На смену цеху приходит мануфактура, основанная на внутреннем разделении труда. Предприниматель, нанимавший на мануфактуру рабочих, владел средствами производства и сам организовывал его процесс.
Известно две формы мануфактуры. Основной считалась рассеянная: предприниматель раздавал сырье ремесленникам-надомникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат. Владелец централизованной мануфактуры сам содержал рабочее помещение (мастерскую, верфь, шахту и т. д.), приобретал сырье, материалы и оборудование.
В буржуазные отношения втягивалась и деревня (правда, гораздо медленнее, чем город). Возникали фермерские хозяйства с использованием наемного труда крестьян, фактически уже переставших быть таковыми в результате потери земли. В роли предпринимателей в деревне выступали богатые крестьяне, купцы и даже сами феодалы. Так было, например, в Англии, где "новые дворяне" (джентри) сгоняли крестьян с земли и превращали ее в пастбища для овец, шерсть которых шла на продажу. Но гораздо чаще землевладельцы предпочитали сохранять старые порядки.
Поскольку именно на селе производилась основная часть продукции, темпы развития капитализма зависели от быстроты и глубины проникновения буржуазных отношений в деревню. В Англии и Северных Нидерландах, где бурный расцвет мануфактур совпал с обуржуазиванием деревни, капитализм развивался особенно быстро. Эта эпоха породила нового героя - предприимчивого, энергичного человека, способного выдержать жесткую конкуренцию и создать капитал буквально из ничего.
Однако в XV-XVI вв. новый, буржуазный уклад даже в Англии и Нидерландах существовал в рамках старых, феодальных отношений. Феодально-монархические порядки были еще достаточно сильны, и в ряде европейских стран (Италия, Германия, Испания, Португалия и др.) наступление капитализма было на время остановлено. Это сопровождалось усилением королевской власти, которая при поддержке дворянства сменила диалог с обществом на диктат, стала абсолютной. Правда, многие монархи пытались поддерживать некий баланс сил в обществе, но и их власть отвечала прежде всего интересам дворянства.
От того, насколько умело и охотно проводилась в жизнь подобная тактика, зависел уровень социальной напряжённости в той или иной стране. Но даже в- Англии, где короли во многом поддерживали новые процессы (предоставляли льготы купцам, поощряли колониальные захваты, законами против бродяг и нищих обеспечивали предпринимателям дешевую рабочую силу), надеясь этим ослабить их натиск, мало что удалось изменить принципиально. Капитализм продолжал стремительно развиваться, внутренний конфликт в обществе обострялся, и довольно быстро это привело к кризису власти и к революции.
Почему же буржуазные отношения зародились именно в Европе, а не, например, в достаточно развитых Японии или Китае? Видимо, "европейское чудо" объясняется тем, что Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира с его необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, правом на нерегламентированную собственность и ориентацией на активную созидающую личность. Становление капитализма было бы невозможно и без городских коммунальных движений, в ходе которых в городах -формировалась прослойка людей, располагавших свободными капиталами, - зародыш буржуазии. Оформление активных, отстаивающих свои права сословий вынуждало государство идти на сотрудничество с ними. Важным было и то, что церковь уже в XIII в. смягчила свое отношение к коммерции, ростовщичеству и прочим занятиям, которые традиционно считались "нечистыми".
Наконец, именно в Западной Европе в XV- XVI вв. благодаря двум грандиозным явлениям - Ренессанса и Реформации - произошел подлинный переворот в духовной жизни. Ренессанс был возрождением античного наследия, мирского начала в культуре. Зародившись в Италии во второй половине XIV в., он в XV-XVI вв. постепенно охватил все страны Европы. Современники воспринимали Ренессанс как "светлый век", пробуждение от "тьмы" средневековья. Именно в ту эпоху и появилось название "средние века">- нечто промежуточное между античностью и новым временем.
Культура Возрождения, вначале бывшая достоянием немногих интеллектуалов, постепенно проникла и в массовое сознание (пусть иногда и в упрощенном виде), ломая традиционные представления. Одним из важнейших достижений Возрождения было появление гуманизма в философии и литературе. Идеалом гуманистов стал человек с его земными страстями и желаниями, свободный от предрассудков средневековья (хотя гуманисты отнюдь не отрицали религию как таковую). Запретная прежде тема плотской любви, ее весьма натуралистические описания получили право на существование в литературе. Но при этом плотское начало не подавляло духовного: и философы и писатели стремились уравновесить их.
Деятели Возрождения, сам его дух формировали новую эпоху - эпоху стихийного и буйного самоутверждения личности, освобождающейся от пут средневековой корпоративности и морали. Это было время титанизма - торжества безграничных возможностей человека и в искусстве и в жизни. Но титанизм имел и обратную сторону: титаны могли нести в себе не только добро, но и зло. Наряду с ярчайшими талантами эпоха Возрождения славилась и зловещими фигурами, способными и на мастерские интриги, и на зверские преступления. Стихийный безудержный индивидуализм порождал проблему личного выбора между Добром и Злом.
Иное решение вопроса об индивидуальной свободе предложила Реформация - движение за обновление церкви. Она началась в 1517 г. в Германии, где доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась по ряду стран Европы, в Швейцарии возник ее второй центр. Там реформационное учение Лютера дополнил и по-своему осмыслил Жан Кальвин (1509-1564), которого прозвали "женевским папой".
Главным достижением Реформации стало новое понимание роли личности, ее индивидуального общения с Богом. Лютер и его последователи настаивали на том, что не декреты пал, а Библия должна служить опорой и источником веры христианина. Деятели Реформации призывали к секуляризации (передаче в светскую, государственную собственность) церковного имущества, роспуску монашеских орденов, упрощению пышных церковных обрядов. Реформация повысила значение предпринимательства, практицизма, мирской жизни и деятельности в целом.
Идеи Реформации встречали острое сопротивление традиционной церкви. Во Франции, Германии и других странах утверждение этих идей сопровождалось кровавыми конфликтами, даже жестокими религиозными войнами. Но постепенно идеи Реформации утвердились в большинстве стран Западной Европы.
На пороге нового времени европейская цивилизация отличалась большим динамизмом, мобильностью, приспособляемостью к меняющимся историческим условиям. Зародившийся в недрах средневековья капитализм властно требовал решительной перестройки всей системы социально-экономических отношений.