Власть и общество


Хотя развитие разных регионов Европы шло неравномерно, наличие европейского контекста, т. е. взаимосвязи европейских стран, позволяло им быстро перенимать и осваивать новые тенденции. Поэтому основные достижения западноевропейцев в области политики, экономики, культуры носили всеобщий характер, независимо от национальной принадлежности того или иного достижения.
Одним из важнейших в ряду этих достижений стала современная демократическая система, основы которой, по мнению многих историков, были заложены именно в средние века. Возникновение этой системы было связано со своеобразным иерархичным строением средневекового общества Европы: король - крупные светские и церковные феодалы (князья, графы, архиепископы и епископы) - средние и мелкие феодалы (бароны, рыцари) - закрепощенные крестьяне.
Последние в эпоху средневековья были главными производителями и самым многочисленным классом. Степень их личной свободы в разные эпохи была неодинаковой. В раннее средневековье крестьяне были крайне ущемлены в политических и гражданских правах. Феодал мог сам вершить над ними суд, за владение землей крестьяне платили высокую ренту (известно три ее формы; барщина, натуральный и денежный оброк), право на наследование земли также ограничивалось крупными поборами. Но в XII-XIII вв. формы личной зависимости начинают смягчаться. Почти во всей Западной Европе барщина уступает место натуральному, а потом и денежному оброку. Но и тогда крестьяне еще не становятся полностью лично свободными и юридически полноправными людьми.
Важной прослойкой феодального общества были и горожане. В средние века многие города располагались на землях крупных феодалов и потому были вынуждены подчиняться им.
Иерархическая структура средневекового общества таила в себе немало противоречий, чреватых социальными конфликтами. Однако внутри каждого социального слоя существовали прочные связи, своего' рода чувство локтя. Средневековый человек всегда ощущал себя частью большого единого организма. Это было связано с наличием множества корпораций (общностей, объединений), которыми могли быть монастыри и воинские дружины, сельские общины и ремесленные цехи, монашеские и рыцарские ордены. Существовали даже корпорации нищих и воров. Огромной корпорацией, включавшей в себя множество других, был средневековый город.
Жизнь корпораций основывалась на принципах солидарности, взаимной поддержки и демократизма. Все проблемы решались коллегиально (как правило, на общих собраниях), больным и бедным оказывалась помощь за счет казны корпорации. Дух коллективизма, взаимопомощи и демократизма, который корпорации воспитывали в человеке средневековья, оказал большое влияние на отношения между властью и обществом. Наиболее крупные и сильные корпорации (светские и духовные феодалы, горожане) в результате борьбы с государством добились ряда привилегий. Одной из них (правда, довольно относительной) было деление на сословия, которых в Западной Европе сформировалось три: духовенство, дворянство и горожане. Положение сословий было неодинаковым, особенно ущемленным в правах оказалось третье сословие - горожане.
Отношения между властью и обществом (сословиями) начали складываться еще в эпоху варварских королевств. По мере разрушения общинного начала, на котором строилась жизнь германских племен, росло значение королевской власти. Она стала наследственной и воспринималась как нечто священное. Но власть короля оспаривала церковь, а вскоре появился и другой мощный соперник - феодалы. В наиболее развитых регионах Европы уже в VIII-IX вв. сложилась крупная земельная собственность. Феодалы, формально подчиняясь королю, на деле были вполне независимы: они могли вести войны, чеканить монету, вершить суд в пределах своих владений и т. д. Политическая и военная мощь местной знати крепла, что ослабляло королевскую власть и вело к феодальной раздробленности. Наиболее крупные феодалы посягали и на трон, поэтому правящие династии всеми силами стремились сохранить принцип наследования, порой даже идя ради этого на коронацию наследника при жизни отца.
Между тем в политическую борьбу начинают включаться и города. В Х-XIII вв. в Западной Европе нарастает волна городских движений, главные цели которых обычно сводятся к трем: сократить поборы феодала или вовсе отменить их, получить торговые привилегии, добиться права на городское самоуправление. Иногда эта борьба выливалась в восстания, в других случаях городам удавалось купить привилегии за деньги.
Движение за самостоятельность городов было наиболее успешным в Италии, где слабость центральной власти позволила горожанам начиная с IX в. создавать сильные города-республики: Венецию, Геную, Флоренцию, Сиену, Равенну и др. Добились вольности и многие города Северной Франции (Авиньон, Бовэ, Суассон, Лан и др.), а Марсель почти сто лет был независимой аристократической республикой. В Германии вольные города появились позднее, в XII- XIII вв. (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др.), но именно там кодекс городского права был разработан наиболее тщательно. В XIII в. в одном из германских городов возникает магдебургское право, ставшее своего рода эталоном прав и свобод горожан. Независимые города, получившие название коммуны ("общее, всеобщее"), управлялись своими городскими советами, могли вести войны, заключать союзы, чеканить монету.
Наряду с городскими развивались и сельские коммунальные движения за расширение прав общины. Иногда сельские и городские коммуны объединялись в своей борьбе, и тогда их шансы на успех значительно повышались. Конечно, не всем городам и сельским общинам удавалось получить автономию, да и удержать ее было нелегко. Сельские коммуны, получив самоуправление, нередко попадали в зависимость от городов, а те порой вновь оказывались под властью феодалов.
И все же коммунальные движения оказали серьезное воздействие на политическую структуру общества. С конца XII в. в странах Западной Европы начинает складываться новый тип государства - сословно-представительная монархия. Короли были вынуждены признать политические права сословий, прежде всего феодалов и горожан. Результатом союза монархии и сословий стало появление представительных собраний: парламента в Англии, Генеральных штатов во Франции, кортесов в Испании, риксдага в Швеции и т. д. Сословные собрания обладали значительными правами, в частности могли налагать вето на дополнительные налоги, т. е. контролировать монарха в финансовых вопросах.    
Конечно, v средние века главной силой в сословных собраниях была феодальная знать. Роль городов была заметно слабее, а крестьянство вообще было представлено лишь в кортесах Кастилии и в шведском риксдаге. И все же сословные собрания ставили преграду абсолютной власти монархов. Впрочем, и последние, как правило, были заинтересованы в поддержке сословий. Сотрудничество власти и общества (сословий) вело к ограничению произвола государства.

Другие записи

10.06.2016. Духовный мир средневековья
В средние века культура Западной Европы была пронизана духом христианства. Царицей всех наук считалась теология (учение о Боге, богословие), но она была достоянием избранных - духовной элиты общества,…
10.06.2016. Европа на пороге нового времени
Точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой, всегда трудно. В русской (советской) историографии долгое время считалось, что гранью между средневековьем и новым временем было начало Английской…