Крещение Руси

Христианство на Руси до крещения князя Владимира. Не достигшее большого развития и  не  имевшее внутренней крепости языческое  миросозерцание  наших предков  должно было легко уступать  посторонним  религиозным влияниям. Если славяне  легко  примешивали  к  своим  суевериям  суеверия  диких  финнов  и подпадали  влиянию финских шаманов -- "волхвов"  и  "кудесников", --  то тем более  должна была влиять христианская вера на тех  из славян, которые могли ее  узнать. Торговые  сношения  с Грецией  облегчали  для Руси знакомство  с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии, так как, по словам летописца, в  Киеве "мнози бо беша варязи  христиани".  В  дружине  самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкой.  Словом, христианская вера стала  хорошо  знакома  киевлянам  еще при  первых  варяжских  князьях. Правда,  Святослав был холоден к греческой вере, а при сыне его Владимире  в Киеве  еще  стояли  языческие  "кумиры"  (идолы)  и  еще  бывали  пред  ними человеческие "требы" или жертвы. Летописец рассказывает, как  при  Владимире языческая толпа киевлян  однажды (983) убила двух  варягов-христиан,  отца и сына, за отказ отца добровольно отдать  своего сына в жертву "богам". Но все же   несмотря  на  мучение   христиан,   христианство   в  Киеве  продолжало распространяться  и  в  общем  делало большие  успехи. Князь Владимир принял новую  веру, имея  полную  возможность  познакомиться  с  ней  и  узнать  ее превосходство и внутреннюю силу.

Летописное предание о крещении  князя  Владимира. О том,  как крестился князь  Владимир  и  как  он  крестил свой  народ, на Руси существовало многопреданий. Не помня точных  обстоятельств  дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения  в городе Василеве (в 35  верстах от  Киева);  третьи говорили, что он принял крещение в Крыму,  в греческом городе  Корсуне  (Херсонесе),  после того, как взял  этот  город у греков.  Лет сто спустя после крещения Руси летописец  занес в свою летопись такие предания об этом событии:

 Пришли  (говорит  он [летописец]  к  Владимиру (968)  сначала  волжские болгары,  похваляя  свое магометанство, затем немцы  от римского папы, затем хазарские евреи  с  проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным  учением. Все они хотели привлечь Владимира к своей вере. Он же выслушал их и всех отослал прочь, кроме грека. С греком он  беседовал долго, отпустил его  с дарами  и почестями, но пока не крестился.  В следующем году (987)  созвал  Владимир своих  советников и рассказал  им о приходе  к  нему проповедников, прибавив,  что более  всего его поразили рассказы  греческого философа о православной вере.  Советники  дали мысль князю  послать в разные страны своих послов посмотреть: "кто как служит Богу?" Побывав и на востоке, и  на  западе,  послы  попали в Царьград  и  были  поражены там  несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру,  прибавив, что сами  не  хотят оставаться более  в язычестве,  познав православие.  Это испытание вер  через  послов  решило  дело.  Владимир  прямо  спросил  своих советников:

      "Где крещение примем?" А  они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в  следующем, 988 году Владимир  пошел с войском  на Корсунь и  осадил  его. Город  упорно  сопротивлялся.  Владимир  дал  обет креститься,  если возьмет Корсунь, и действительно  взял его. Не  крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям  Василию и  Константину, грозя  идти на  них  и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", т.е. за язычника. Владимир ответил,  что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою  и с ней  духовенство, которое  крестило русского князя и  венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп,  но  чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь  с греками, он возвратился с  православным  духовенством в Киев  и  крестил всю Русь в православную греческую веру.

      Таково  сказание  летописи.  В  нем,  по-видимому, соединились  в  одну повесть разные предания: во-первых, предание о том, что Владимиру предлагали свою  веру  болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем; во-вторых,  предание  о  том, что  Владимир,  не  только пребывавший во тьме язычества, но  пораженный и  физической  слепотой, чудесно во время крещения прозрел  сразу и духовными и  телесными очами, и, в-третьих, предание о том,что для принятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы  вместе с ним  как бы  завоевать и греческую веру, приняв  ее рукою победителя.

      Последнее предание было основано на  действительном походе Владимира на Корсунь. В  то время в Византийской  империи произошло восстание  войска под предводительством   полководца  Варды-Фоки.  Греческое   правительство,   не располагая  силами,  искало помощи у  киевского  князя  Владимира. Союз  был заключен (987):  Владимир соглашался  послать свои войска в помощь Византии, за  что  получал  руку  греческой  царевны  Анны,  а  сам  обязался  принять христианство.   Благодаря  русскому  вмешательству  мятеж  был   подавлен  и Варда-Фока  погиб  (988).  Но византийцы  после  победы не  исполнили  своих обещаний, данных Владимиру. Тогда  Владимир начал войну с  греками, осадил и взял  Корсунь  -- главный греческий город в Крыму -- и настоял на исполнении греками договора. Он  принял христианство и получил  в  супружество  царевну (989). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение --  в 988 или в 989 г., -- точно неизвестно.

      Возвратившись  из  корсунского похода в Киев  с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в  Киеве народ  на  берегу  Днепра и его притока Почайны.  Кумиры  старых  богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера  распространялась  мирно, за исключением немногих мест. Так,  в Новгороде пришлось  применить  силу.  В глухих  углах  (например,  у вятичей)  язычество  держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и  по всей стране старые верования  не  сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.   

 

Другие записи

10.06.2016. "Повесть временных лет"
http://www.pereplet.ru/XPOHOC/dokum/povest.html
10.06.2016. Колонизация Суздальско-Владимирской Руси
     В XII  в., когда  вследствие княжеских  усобиц и половецких опустошений начинается   упадок   Киевской  Руси,   неурядицы  киевской  жизни  вызываютпередвижение населения  от среднего Днепра на…
10.06.2016. Киевская Русь в XI--XII веках
     Принятие христианства  с  его многообразными последствиями представляет собой в истории  Киевской  Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от  эпохи  XI и XII  вв. Изучая  период дохристианский, …
10.06.2016. Древнейшая история нашей страны
     В настоящее время нет нужды  указывать на то, что природа страны влияет на быт народа, обусловливает особенности народного хозяйства, налагает  свой отпечаток и на весь ход исторического развития …