Культурное состояние древнекиевской Руси.

     Первое же знакомство с  киевским бытом  покажет нам существование древних  и  сильных  городских  общин  на  Руси  и  обилие  вообще городских поселений; это  обстоятельство -- лучший  признак того, что торговые обороты страны были значительны. Любопытен тот  факт, что в скандинавских сагах Киев называли  "страной  городов", следовательно,  городская жизнь  была в глазах иноземцев  отличительной  чертой  Руси.   По  летописи  насчитываются  сотни городов, тянувших к "старейшим"  городским центрам  на Руси. Конечно, такая многочисленность  городов  обусловливалась  не  одними  адми нистративными  и военными потребностями,  но и развитием  торговли,  которая придавала городу значение  рынка.  Несомненно,  что главным  занятием  городских жителей была  торговля  и  что  масса  городского   населения  состояла   из  торговых   и промышленных людей. О развитии торговли  в  Киевской Руси говорят нам многие древние авторы. Русские купцы ездили  в Грецию, Болгарию, Германию,  Чехию и на Восток. В Киеве и Новгороде было постоянное стечение  купцов. В Новгороде жили немецкие купцы и имели свою церковь -- "Варяжскую божницу"; немецкие же купцы через Польшу ездили в Киев. В Киеве был еврейский и, кажется, польский квартал;  жили  постоянно  купцы   католического   вероисповедания,  которых называли "Латиною"; есть известие  и  об армянах. Киев был торговой станцией не только между севером  и югом, т.е.  между варягами и  Грецией, но и между Западом  и Востоком;  т.е. между  Европой  и Азией; отсюда понятно  торговое  значение Киева и всей южной Руси. Тихий земледельческий труд мешался здесь с бойким и шумным торговым движением;  жизнь отличалась многообразием функций; торговля, вызывая знакомство со многими народами, способствовала  накоплению богатств и знаний. Много условий создавалось здесь для культурного развития, и это развитие начиналось и зацветало ярким цветом. Просвещение, принесенное христианством, нашло приют  в русских  монастырях  и  приобрело  себе  много поборников.  Мы  знаем, что  христианская мораль  успешно боролась с грубыми воззрениями языческой старины; мы видим князей, читающих и собирающих книги, князей,   заказывающих   переводы   благочестивых   произведений   церковной литературы  на  русский  язык; мы  видим распространение  грамотности, видим школы при церквах и епископских дворах; мы любуемся фресками, которые писаны по  греческим  образцам  русскими   художниками;  мы   читаем   произведения богословски  образованных русских людей.  Словом,  в  отношении  просвещения Киевская  Русь  стояла не  ниже прочих молодых  государств и своих ближайших соседей, славян. Исследователи первоначальных  сношений  Руси и Польши прямо признают культурное превосходство первой.  И материальная культура киевского общества стояла,  сравнительно с  прочей Европой, не низко. Внешность  Киева вызывала  панегирики  писателей  XI  в. Западным  иностранцам  Киев  казался соперником Константинополя. Впечатление, которое он производил на иноземцев, вело к невольным гиперболам с их стороны: они, например, считали в Киеве 400 церквей, чего на самом  деле не было. Но во  всяком  случае Киев был крупным торговым  городом  восточной  Европы,  городом  с разноплеменным населением, высшие классы которого знакомы были с лучшими произведениями окрестных страни вызывали со  стороны  нашего  летописца даже упреки  в роскоши. И если, за исключением   Киева  и  других  городов,  вся  прочая   страна  была  еще  в младенческих формах общественного и хозяйственного  быта, то все-таки мы  не имеем права назвать  Киевскую  Русь  некультурною  страною, если возьмем  во внимание быт древних городов, отмеченный явно культурными чертами.

      Мы  видели,  что  еще  в  глубокой  древности  Русь  стала терять черты патриархального племенного  строя, хотя  и не  отлилась  еще в окончательные формы государственного быта. Долгое совместное жительство, единство племени, языка и религии делали из Руси одну страну, из русских славян -- один народ. И  это  единство  чувствовалось и ярко сознавалось  нашими  предками.  Певец "Слова о полку Игореве", который помнил много такой старины, какая и для его времени  была  уже седой стариной,  мыслил  русскую землю единую  от  южного Галича и Карпат до верхней Волги. Всех князей, и северных и южных, одинаково зовет  он помочь беде Игоря и стать "за землю Русскую".  В его  глазах  беда Игоря --  беда  всей  земли  русской, а не только  Игорева княжества: "Тоска разлилась по Русской земле,  обильна печаль потекла среди земли Русския!" --говорит он об  этом. В XI в. летописец пишет  свою "Повесть"  не о  том  или другом княжестве,  а о всей Русской земле. Так  вырастало постепенно твердое национальное самосознание, вырастало и в сказаниях, и в летописях, и в самой жизни. В XII в. окончательно определилась русская национальность.

      Тем  более  непонятным должен казаться  упадок  Киевской Руси к XIII в.Какая же была тому  причина? Первая и главная причина заключалась в том, что в  единой земле,  в  едином  обществе не было единой политической власти, --владел  Русью  многочисленный  княжеский  род;  при  спутанности  родовых  и семейных счетов из-за старшинства  или из-за каких-нибудь обид, князья часто затевали усобицы и втягивали население в междоусобную войну; от этих  усобиц страдали люди,  страдало развитие народного  быта.  Из  170 лет (1055--1224) Погодин насчитывает 80  лет, прошедших в  усобицах, и 90 лет мирных; и  хотя тот же Погодин  говорит, что для  массы они не имели важного  значения, но в действительности  они   были  несчастьем  для  страны,   как   бы  легко  ни переносилось  населением  каждое  отдельное  разорение.  Вторым   несчастьем Киевской Руси было усиление, с половины XII  в. ее степных врагов.  В  южных степях появились половцы и в течение двух столетий 40 раз опустошали русскую землю значительными  набегами,  а мелких  набегов и не перечесть. Торговля с югом стала замирать благодаря тем же  половцам; они грабили купцов на нижнем Днепре и  Днестре,  и  торговые  караваны бывали  вне  опасности только  под сильным  военным прикрытием.  В 1170  г.  у юных  русских  князей, по почину Мстислава Изяславича,  был съезд,  на котором обсуждались средства борьбы  с половцами и говорилось, что половцы "уже у нас и Гречьский путь (в Царьград) отнимают,  и  Соляный  (Крымский  или же Чешский),  и  Залозный  (на  нижний Дунай)".  Это было большим бедствием для страны. Из-за половецкой грозы наши предки не замечали, что торговля их падает еще и по  другой причине,  именно потому, что крестовыми походами был создан новый путь сообщения  Зап [адной] Европы с Азией, мимо Киева, -- чрез восточные побережья Средиземного моря. К XIII в. жизнь Киевской Руси стала  бедней и утратила последнюю безопасность; чем  далее, тем труднее становилось  жить на юге; вот почему целые  города и волости начинают пустеть, тем более, что  князья, как прежде ссорились из-за старшинства, так теперь стали ссориться  из-за людей, за "полон".  Они стали делать  набеги  на  соседние княжества и уводили народ толпами, население не могло  жить спокойно, потому  что свои же князья отрывали  его от  земли, от хозяйства.

      Эти обстоятельства -- усобицы князей, отсутствие  внешней безопасности, падение торговли  и  бегство  населения --  были  главными  причинами упадка южнорусской  общественной  жизни.  Появление  же   татар   нанесло  ей  лишь окончательный  удар. После нашествия  татар  Киев  превратился  в  маленький городок в 200 домов; торговля вовсе заглохла, и мало-помалу Киевскую Русь по частям захватили  ее  враги.  А  в  то же  время на окраинах  Русской  земли зарождалась  новая  жизнь, возникали  новые  общественные  центры, слагались новые  общественные  отношения. Возникновение и  развитие Суздальской  Руси, Новгорода и Галича  начинают уже собою иной период русской истории [*История Киевской  Руси  стала  в  последнее  время предметом  специального изложения ученых, держащихся  того взгляда, что историческая традиция древней Киевщины не  прервалась,  а продолжала  жить  в  украинском  народе  и в  учреждениях Литовского княжества ([М. С.] Грушевский, А. Я. Ефименко).].     

 

Другие записи

10.06.2016. "Повесть временных лет"
http://www.pereplet.ru/XPOHOC/dokum/povest.html
10.06.2016. Колонизация Суздальско-Владимирской Руси
     В XII  в., когда  вследствие княжеских  усобиц и половецких опустошений начинается   упадок   Киевской  Руси,   неурядицы  киевской  жизни  вызываютпередвижение населения  от среднего Днепра на…
10.06.2016. Крещение Руси
Христианство на Руси до крещения князя Владимира. Не достигшее большого развития и  не  имевшее внутренней крепости языческое  миросозерцание  наших предков  должно было легко уступать  посторонним …
10.06.2016. Киевская Русь в XI--XII веках
     Принятие христианства  с  его многообразными последствиями представляет собой в истории  Киевской  Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от  эпохи  XI и XII  вв. Изучая  период дохристианский, …
10.06.2016. Древнейшая история нашей страны
     В настоящее время нет нужды  указывать на то, что природа страны влияет на быт народа, обусловливает особенности народного хозяйства, налагает  свой отпечаток и на весь ход исторического развития …