Русские славяне и их соседи

     Что  касается до славян,  то древнейшим  местом их  жительства в Европе были, по-видимому, северные  склоны Карпатских  гор, где славяне  под именем венедов,  антов  и склавен были известны еще  в римские, готские и  гуннские времена.  Отсюда  славяне  разошлись  в разные  стороны: на  юг  (балканские славяне),  на запад  (чехи, моравы, поляки)  и на  восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на  Днепр вероятно еще в VII в. и,  постепенно расселяясь,  дошла до  озера Ильменя и до  верхней Оки.  Из  русских  славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом  берегу Днепра  и на  его правых  притоках. Северяне,  радимичи и  вятичи  перевалили за  Днепр  и  сели  на  его  левых притоках, причем  вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север,  на верховья Волги  и Зап. Двины, а  их  отрасль словене  заняли  речную систему озера  Ильменя.  В своем  движении  вверх по Днепру,  на  северных и  северо-восточных  окраинах своих  новых  поселений, славяне  приходили  в  непосредственную  близость  с  финскими  племенами  и постепенно оттесняли их все далее на север и северо-восток. В то же время на северо-западе  соседями  славян  оказывались  литовские  племена,  понемногу отступавшие к  Балтийскому  морю перед  напором славянской  колонизации.  На восточных же окраинах, со стороны  степей,  славяне,  в свою очередь,  много терпели от кочевых азиатских пришельцев. Как мы уже  знаем, славяне особенно "примучили"  обры  (авары). Позднее  же поляне, северяне, радимичи и вятичи, жившие восточнее прочих родичей,  в большей близости к степям, были покорены хазарами,  можно сказать, вошли в состав хазарской державы. Так определилось первоначальное соседство русских славян.

      Самым диким из всех соседивших со славянами племен было  финское племя, составляющее одну из  отраслей монгольской расы. В  пределах нынешней России финны  жили  с  незапамятной  поры,  подчиняясь  воздействию  как  скифов  с сарматами,  так позднее  готов,  тюрков, литовцев и  славян. Делясь на много маленьких народцев (чудь, весь,  емь, эсты, меря, мордва,  черемисы, вотяки, зыряне и многие другие), финны занимали своими редкими поселениями громадные лесные  пространства  всего  русского  севера.  Разрозненные  и  не  имевшие никакого   внутреннего  устройства  слабые   финские  народцы  оставались  в первобытной  дикости и простоте, легко  поддаваясь  всякому вторжению  в  их земли. Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались с  ними, или  же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север  или  восток.  Таким  образом с  постепенным  расселением  славян в средней  и северной России  масса финских земель  переходила к славянам, и в славянское  население мирным путем вливался обруселый  финский элемент. Лишь изредка там, где финские жрецы-шаманы (по старому русскому названию "волхвы" и "кудесники")  поднимали свой народ  на  борьбу,  финны  становились против русских. Но эта борьба кончалась неизменной победой славянства, и начавшееся в VIII--Х  вв. обрусение финнов продолжалось неуклонно и продолжается еще до наших  дней.  Одновременно  со  славянским воздействием на  финнов  началось сильное  воздействие  на  них  со стороны тюркского  народа болгар  волжских (названных так в отличие от  болгар дунайских). Пришедшие с низовьев Волги к устьям Камы кочевые болгары  основались здесь и, не ограничиваясь кочевьями, построили  города,  в  которых  началась  оживленная  торговля.  Арабские  и хазарские  купцы привозили  сюда  с юга  по Волге свои товары (между прочим, серебряную утварь, блюда,  чаши и проч.); здесь они выменивали их на  ценные меха, доставляемые  с севера  Камою и верхнею  Волгою. Сношения  с арабами и хазарами   распространили  между   болгарами   магометанство   и   некоторую образованность. Болгарские  города (в особенности Болгар или Булгар на самой Волге)  стали очень влиятельными центрами для  всей области верхней Волги  и Камы, населенной финскими  племенами. Влияние болгарских городов сказывалось и на русских славянах, торговавших с болгарами, а  впоследствии враждовавших с ними.  В политическом отношении волжские  болгары не были сильным народом. Завися  первоначально  от хазар,  они имели, однако, особого хана  и  многих подчиненных ему  царьков  или князей. С падением хазарского царства, болгары существовали  самостоятельно, но  много  терпели  от русских  набегов и были окончательно разорены  в XIII в.  татарами. Их  потомки чуваши  представляют теперь слабое и мало развитое племя.

      Литовские  племена  (литва,  жмудь,  латыши,  пруссы,  ятвяги  и  др.), составляющие особую ветвь арийского племени, уже в глубокой древности (во II в.  по Р. Хр.)  заселяли те места, на  которых  их позднее застали  славяне. Поселения литовцев занимали бассейны рек Неман и Зап. Двины и от Балтийского моря  доходили до р. Припяти и истоков  Днепра  и Волги. Отступая постепенно перед  славянами, литовцы  сосредоточились по Неману и Зап. Двине в дремучих лесах  ближайшей к  морю полосы и там  надолго сохранили свой первоначальный быт. Племена их не были объединены, они делились на отдельные роды и взаимно враждовали.  Религия   литовцев  заключалась  в  обожествлении  сил  природы (Перкунь -- бог грома), в  почитании умерших  предков и вообще находилась на низком  уровне  развития.  Вопреки  старым рассказам  о  литовских  жрецах и различных  святилищах,   теперь   доказано,  что   у  литовцев  не  было  ни влиятельного  жреческого сословия,  ни торжественных  религиозных церемоний. Каждая семья приносила жертвы богам и божкам, почитала животных и  священные дубы, угощала души  умерших  и занималась  гаданиями.  Грубый и  суровый быт литовцев, их бедность и дикость ставили их  ниже  славян и  заставляли литву уступать  славянам   те  свои   земли,   на   которые  направлялась  русская колонизация. Там же где  литовцы непосредственно  соседили  с  русскими, они заметно поддавались культурному их влиянию.

      По  отношению  к  финским  и литовским своим  соседям  русские  славяне чувствовали свое превосходство и держались  наступательно. Иначе было дело с хазарами.  Кочевое  тюркское  племя  хазар  прочно  осело  на  Кавказе  и  в южнорусских  степях и стало заниматься земледелием,  разведением  винограда, рыболовством  и торговлей.  Зиму  хазары  проводили  в  городах, а  на  лето выселялись  в  степь к своим лугам, садам и  полевым работам.  Так как через земли хазар пролегали торговые  пути из Европы в  Азию, то хазарские города, стоявшие  на этих  путях,  получили  большое  торговое  значение и  влияние. Особенно  стали  известны столичный город Итиль  на нижней Волге и  крепость Саркел  (по-русски  Белая  Вежа)  на Дону  близ  Волги. Они  были громадными рынками, на которых торговали азиатские купцы с европейскими и  одновременно сходились  магометане,  евреи,  язычники   и  христиане.  Влияние  ислама  и еврейства  было особенно  сильно среди  хазар;  хазарский хан  ("каган"  или "хакан") со своим двором исповедовал иудейскую веру; в народе же всего более было  распространено магометанство,  но  держались  и  христианская  вера  и язычество.  Такое разноверие вело  к  веротерпимости и  привлекло  к хазарам поселенцев из многих стран. Когда в VIII  столетии некоторые русские племена (поляне, северяне, радимичи,  вятичи)  были покорены хазарами, это хазарское иго не  было тяжелым  для  славян.  Оно открыло для славян  легкий доступ на хазарские  рынки  и втянуло русских в  торговлю  с  Востоком. Многочисленные клады арабских  монет  (диргемов),  находимые  в разных  местностях  России, свидетельствуют о развитии восточной торговли именно в VIII и  IX вв., когда Русь  находилась  под прямой  хазарской  властью,  а  затем под значительным хазарским влиянием. Позднее, в Х в., когда хазары ослабели от упорной борьбы с новым кочевым племенем -- печенегами, русские сами стали нападать на хазар и много способствовали падению Хазарского государства.

      Перечень  соседей  русских славян  необходимо  дополнить  указанием  на варягов, которые не  были прямыми  соседями  славян,  но  жили "за  морем" и приходили к славянам "из-за моря". Именем "варягов" ("варангов", "вэрингов") не только  славяне, но  и  другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из  Скандинавии в другие страны.  Такие  выходцы стали появляться  с IX  в. среди славянских племен на Волхове и Днепре, на  Черном море  и  в  Греции в виде  военных  или  торговых дружин.  Они торговали или нанимались на русскую и византийскую  военную  службу  или же  просто искали добычи и  грабили, где могли. Трудно сказать,  что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине; в ту эпоху  вообще было очень велико  выселение  номаннов  из  Скандинавских стран  в среднюю и даже южную  Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже  Италию. Среди же русских славян  с середины IX столетия  варягов  было так много  и  к ним славяне так привыкли, что варягов  можно назвать прямыми  сожителями русских славян.  Они вместе торговали с  греками  и  арабами, вместе воевали  против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян,  то славяне прогоняли  варягов  "за  море" на их родину. При  тесном общении славян с варягами можно  было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще незаметно -- знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи. 

 

Другие записи

10.06.2016. Последствия принятия Русью христианства
     Внешнее устройство  церкви  в древней  Руси. Крещение  Руси не  следует представлять   себе  как  простую  перемену  верований.  Христианство,  став господствующей  религией  на  Руси,  выразилось …
10.06.2016. Первоначальный быт русских славян
     Мы познакомились с  теми  известиями о  славянах, которые позволяют нам сказать, что русские до начала самобытного политического существования имели несколько веков примитивной жизни. Древние писатели…
10.06.2016. Общие замечания о первых временах Киевского княжества
     Образование государств совершается  различно. Может произойти  так, что известное   общество   складывается   естественно:   под   влиянием   мирной деятельности,  хозяйственных заимок постепенно …
10.06.2016. Общественное деление древнекиевской Руси.
Нужно заметить, что общество, стоящее на первой ступени развития, всегда  имеет одно  и то же общественное   деление:  у  всех  народов  арийского  племени  мы  встречаем следующие  три  группы:  1) …
10.06.2016. Псков
     Псков,   один   из   пригородов  Новгорода,   расположенный  на   конце новгородских владений, на границе  Руси  и  Литвы,  по  соседству с немцами, играл роль передового русского поста на Западе…