Влияние татарской власти на удельную Русь

     Новый порядок едва обозначился в Суздальской Руси, когда над этой Русью стала   тяготеть   татарская  власть.   Эта  случайность   в  нашей  истории недостаточно  изучена для  того,  чтобы с  уверенностью ясно  и  определенно указать  степень исторического влияния  татарского ига.  Одни ученые придают этому влиянию большое  значение,  другие  его  вовсе  отрицают. В  татарском влиянии  прежде   всего  надо   различать  две   стороны: 

1)   влияние   на государственное и общественное устройство древней Руси  и

2)  влияние  на ее культуру.

В  настоящем  курсе  нас главным образом должен  занимать вопрос о степени влияния  татар на политический и социальный строй. Эта степень может быть  нами   угадана  по   изменениям:  во-первых,   в  порядке   княжеского
престолонаследия;  во-вторых, в отношениях князей  между собой; в-третьих, в отношениях  князей  к населению. В первом  отношении  замечаем,  что порядок наследования  великокняжеского  престола при татарах, в первое  столетие  их власти (1240--1340),  оставался  тем же, каким был до татар;  это -- родовой порядок с нередкими ограничениями и нарушениями. Великое княжение оставалось неизменно в потомстве Всеволода Большого гнезда, в линии его сына  Ярослава.
В течение  немногим более  100  лет (с  1212  по 1328) пятнадцать князей  из четырех  поколений  было на великокняжеском столе и из них только  три князя захватили  престол  с  явным  беззаконием,  мимо дядей или  старших  братьев (сыновья Всеволода: 1) Юрий, 2) Константин, затем опять Юрий, ранее сидевший
не по старшинству, 3) Ярослав, 4) Святослав;     сыновья  Ярослава Всеволодовича; 5)  Михаил Хоробрит, захвативший силой престол  у  дяди  Святослава  мимо  своих  старших братьев,  6)  Андрей,  7)Александр  Невский, который  был старше Андрея и  со  временем сверг его, 8)Ярослав Тверской, 9) Василий  Костромской;  сыновья Александра Невского; 10)Дмитрий, 11) Андрей; 12) сын  Ярослава Тверского Михаил; 13) внук Александра Невского Юрий Данилович; 14) внук  Ярослава Тверского  Александр Михайлович;
15)  внук Александра  Невского  Иван Данилович Калита). Если мы обратимся  к дотатарскому  периоду,  в  так  называемую  Киевскую  Русь,  то  увидим  там однородный порядок и однородные  правонарушения.  Очевидно, татарская власть ничего не  изменила  в  старом проявлении  этого обычая.  Мало того, и  этим правом своим она как будто не дорожила и не всегда спешила его осуществлять: самоуправство  князей оставалось подолгу ненаказанным. Михаил Хоробрит умер, владея  великокняжеским  столом  и  не  быв  наказан  за  узурпацию  власти.
Попранные  им права  дяди  Святослава, санкционированные ранее  татарами, не были  им восстановлены даже и  тогда, когда после смерти  Хоробрита власть и стольные города -- Владимир  и Киев -- выпросили себе племянники Святослава, Андрей и Александр. В поколении внуков и правнуков Всеволода Большого Гнезда образовалась  даже   таковая  повадка,  которая  явно  изобличает   слабость татарского  авторитета и  влияния;  удельные  князья  неизменно враждовали с утвержденным татарами великим князем и старались, в одиночку или все сообща, ослабить  его.  Александр  Невский  враждовал  с  великим  князем  Ярославом Тверским, Дмитрий Александрович  -- с  великим  князем Василием Костромским, Андрей Александрович  -- с великим князем Димитрием Александровичем  и т. д.
Татары видели  все  эти свары и усобицы  и не думали,  что их  существование подрывает на Руси значение татарской власти;     напротив, не  следуя никакому определенному принципу в  этом  деле, они смотрели на ссоры князей как  на лишний  источник дохода и  цинично говорили князю: будешь великим,  "оже ты  даси выход  (т.е. дань), больши", т.е. если будешь платить  больше  соперника. Зная это, князья прямо торговались в Орде
даже друг  с другом.  Искали,  например, великого княжения Михаил Тверской и Юрий Московский, и Михаил посулил больше "выхода", чем Юрий; тогда Юрий "шед к нему рече: отче и брате, аз  слышу, яку  хощеши большую  дань  поступити и землю Русскую погубити,  сего ради аз ти уступаю  отчины  моя, да  не гибнет
земля Русская нас ради, -- и шедше к хану,  объявиша ему  о сем; тогда  даде хан ярлык Михаилу на великое княжение и отпусти я". Таким образом, татарская власть  не  могла  здесь  что-либо  установить  или  отменить,  так  как  не руководилась никаким  сознательным  мотивом. Татары  застали  на Руси распад
родового  наследования  и  зародыши  семейно-вотчинного  владения;  при  них продолжался  распад,  и  развивались  и крепли  зародыши  семейно-вотчинного владения.  Нарушений  этого  процесса,  давно и  глубоко  изменявшего основы общественной организации, мы не замечаем.     Во  взаимных  отношениях  северно-русских  князей  в  XIII  и  XIV  вв. несомненно  происходят  изменения,  и,  по  сравнению  их  с  более  древним
порядком, мы  замечаем,  некоторые резкие особенности, которые многие ученые приписывают  татарскому игу; но,  всматриваясь внимательнее,  мы убеждаемся, что причины,  вызывавшие эти  особенности,  действовали  в  русской земле  и раньше татар.  К  этим  особенностям  принадлежат:  1)  полное пренебрежение родовым единством; 2)  передача владений  от  отца  к  сыну, иначе -- начало вотчинного  наследования; 3)  оседание  княжеских линий  по волостям; князья северо-восточной  Руси  (первые:  Ярослав  Тверской  и  Василий  Костромской Ярославичи), добившись великокняжеского престола, не  идут из удела  княжить во Владимир,  а присоединяют его к своему княжеству и управляют им из  своих уделов;  4)  определение  междукняжеских  отношений  договорами,  в  которых подробно  объясняются  все  частности   совместной  деятельности  и  степень
зависимости одного князя от другого. Все исчисленные особенности суть прямое следствие  того вотчинного характера, какой усвоила себе  княжеская власть с самого  начала  своей  деятельности в Суздальской земле.  Доверяя надзор  за порядком в Русской земле  старшему, великому князю, татары без призыва самих
князей не имели ни повода, ни желания вмешиваться в княжеские дела. Наконец, 5)  и  отношение  князей к населению не  подвергалось постоянному  надзору и регламентации татарской власти,  определяясь  тем же  принципом вотчинности. Полнота княжеского  авторитета  могла,  конечно,  вырасти  от  того,  что он
опирался на татар, но существо княжеской власти оставалось то же.  Да и как татарское  влияние  на  русскую жизнь могло быть  значительно, если,  завоевав Русь, татары не  остались жить в  русских  областях, богатых
неудобными для  них лесами,  а  отошли на юг, в открытые степи?  На Руси они оставили, для наблюдения, своих наместников "баскаков"  с военными отрядами. Особые татарские чиновники,  "численники"  или "писцы", изочли  и переписали все  население Руси,  кроме  церковных  людей,  и  наложили  на  него  дань, получившую  название  "выхода".   Сбором  этой   дани   и  вообще  татарским управлением на Руси заведовали  в Золотой Орде  особые чиновники -- "даруги" или "дороги", посылавшие на Русь "данщиков" для дани и "послов"  для  других
поручений. Русские  князья у себя  дома должны были иметь дело с баскаками и послами; когда же  князей для поклона  или дел  вызывали в Орду,  то там  их "брали к себе в улус"  дороги, заведовавшие их  княжествами. Редко появляясь массами в покоренной стране в начале своего господства, татары  впоследствии еще реже появлялись там  -- исключительно для сбора дани или в  виде войска, приводимого большей частью русскими князьями для их личной цели. Этот обычай брать  дружину у  соседних народов --  обычай стародавний; еще в Х  и XI вв.
князья нанимали себе в помощь варягов,  половцев и т. д. При таких  условиях если и находятся  следы влияния татар в  администрации, во  внешних  приемах управления,   то   они   невелики  и  носят  характер   частных   отрывочных заимствований; такие заимствования были и от варягов, и из Византии. Поэтому мы можем далее  рассматривать внутреннюю жизнь русского общества в XIII  в., не обращая внимания на факт татарского ига и следуя, таким образом, мысли С. М. Соловьева, который с особым ударением  говорил: "Историк не имеет права с
половины XIII  в.  прерывать естественную  нить событий, именно, постепенный переход  родовых княжеских  отношений в государственные, вставлять татарский период  и  выдвигать на первый  план татар, татарские  отношения, вследствие чего  необходимо закрываются главные явления, главные  причины этих явлений"
(История России, т. 1).     Ощутительно  сказалось не  влияние  татар,  а сказался  самый  факт  их
господства  над  русской  землей  только в том отношении,  что  содействовал окончательному  разделению  Руси  на две  половины:  на  северо-восточную  и юго-западную, центром которой на время является Галич. Опасным соседом южной и  западной Руси с  XIII в. становится вместе с поляками и Литва. Возвышение
Литвы  начинается с княжения Миндовга,  который,  соединив под своей властью мелкие  литовские  племена, увеличил  свое княжество  присоединением к  нему некоторых соседних  слабых  княжеств  западной  Руси.  Одновременно  с этими врагами северо-западной Руси являются немецкие рыцари, основавшие на берегах
Балтийского  моря два  ордена: меченосцев  и тевтонов, соединившихся затем в один. Придя сюда для обращения Литвы в христианство [с] помощью меча и путем ее порабощения,  немцы очень  скоро  столкнулись здесь и с Русью. Они  стали тревожить  земли Псковскую  и  Новгородскую, однако получили сильный  отпор.

Героями борьбы  с  немцами являются во Пскове князь  Довмонт, прибежавший во Псков из  Литвы, в Новгороде -- Александр Невский. Наблюдая  одновременно  с появлением  татар   на  Руси  наступательные  действия  против  Руси   новых пришельцев -- рыцарей и старого врага -- Литвы, мы  можем  сказать, что XIII век в русской истории --  время создания  той внешней обстановки,  в которой впоследствии многие века  действовали русское племя;  в XIII в. являются  те враги, с которыми Русь сравнительно только недавно кончила борьбу. При таком значении  века его героями становятся именно  те люди, которые выдвинулись в этой  борьбе  с  врагами:  Александр  Невский, Довмонт  Псковский  и  Даниил Галицкий.

Другие записи

10.06.2016. Языческие верования русских славян
Языческие  верования наших  предков  вообще  малоизвестны.  Как  и  все арийцы,  русские  славяне  поклонялись  силам  видимой  природы  и  почитали предков.  Силы природы воплощались  у них  в личные …
10.06.2016. Удельный быт Суздальско-Владимирской Руси
     Определив  наше  отношение  к вопросу о  татарском  влиянии,  мы  можем обратиться к изучению основных отличий общественного быта в период удельный. Это --  период,  в который северо-восточная…
10.06.2016. Последствия принятия Русью христианства
     Внешнее устройство  церкви  в древней  Руси. Крещение  Руси не  следует представлять   себе  как  простую  перемену  верований.  Христианство,  став господствующей  религией  на  Руси,  выразилось …
10.06.2016. Русские славяне и их соседи
     Что  касается до славян,  то древнейшим  местом их  жительства в Европе были, по-видимому, северные  склоны Карпатских  гор, где славяне  под именем венедов,  антов  и склавен были известны еще …
10.06.2016. Псков
     Псков,   один   из   пригородов  Новгорода,   расположенный  на   конце новгородских владений, на границе  Руси  и  Литвы,  по  соседству с немцами, играл роль передового русского поста на Западе…