Языческие верования русских славян

Языческие  верования наших  предков  вообще  малоизвестны.  Как  и  все арийцы,  русские  славяне  поклонялись  силам  видимой  природы  и  почитали предков.  Силы природы воплощались  у них  в личные  божества. Первое  место среди них занимало божество солнца -- Дажьбог или Даждь бог, Хорс, Велес или Волос.  Трудно  сказать,  почему  ему  давались  различные  имена:  Дажьбога почитали, как источник тепла и  света, как подателя всех благ; Велеса -- как покровителя стад или "скотьяго бога"; "великим Хор-сом" по-видимому называли самое  солнечное  светило, свершающее  путь  по  небу. Другим  божеством был Перун,  в котором  олицетворялась  гроза  с страшным громом  и  смертоносною молниею.  Ветер  имел  свое божество  -- Стрибога. Небо, в  котором пребывал Дажьбог, звалось  Сварогом и  считалось отцом солнца,  почему Дажьбогу  было усвоено  отчество  Сварожича.  Божество земли носило  имя  Мать-Земля сырая; почитая  землю, как свою  мать,  славяне чтили Дажьбога и Велеса,  как дедов человеческих. Но все  эти образы богов не получили  у славян  той  ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ у славян также не  был развит:  не было ни храмов, ни особого сословия жрецов.  Кое-где  на  открытых местах  ставились  грубые изображения  богов, "идолы".  Им   приносились   жертвы,  иногда   даже   человеческие;  этим  и ограничивалось  идолослужение.  Замечательно,  что  варяжская   (германская) мифология   не   оказала  никакого  влияния  на   славянскую,  несмотря   на политическое господство  варягов; так было  по той  причине,  что  языческие верования варягов не были ни яснее, ни крепче славянских: варяги очень легко меняли  свое язычество  на славянский культ,  если не  принимали  греческого христианства. Князь Игорь, варяг по  происхождению, и его варяжская  дружина уже клялись славянским Перуном и поклонялись его идолу.

      Более культа видимой природы у русских славян был развит культ предков, связанный  с  родовым бытом.  Родоначальник, давно умерший,  обоготворялся и считался как  бы живым покровителем своего потомства. Его звали родом, щуром (отсюда  наше  слово  пращур) и приносили ему жертвы.  Прародительницы  рода назывались  рожаницами  и  так же почитались, как и род. С  падением родовых связей,  когда семьи обособлялись  в отдельных дворах,  место рода  заступил семейный предок  --  дедушка домовой,  покровитель  своего  двора,  невидимо управляющий  ходом  его хозяйства. Вера  в загробную жизнь, проникавшая весь этот культ предков, сказывалась и в том веровании, что души умерших будто бы бродили   по   земле  и  населяли  поля,  леса  и  воды  (русалки).  Веря  в существование таинственных  хозяев  человеческих жилищ, славянин искал таких же хозяев жилищ, в лесу (лешие), в воде  (водяные). Вся природа казалась ему одухотворенной и живой. Он вступал с ней в общение, хотел  участвовать в тех переменах,  которые  совершались  в  природе,  и  сопровождал  эти  перемены различными  обрядами.  Так создался  круг  языческих праздников, связанных с почитанием природы и с культом предков.

      Наблюдая правильную смену лета  зимою, а зимы летом,  видя как бы  уход солнца и тепла  к зиме  и  их  возвращение  к  лету,  славяне приветствовали "поворот  солнца  на  лето"  особым  праздником  --  колядою (от  латинского calendae;  другое название  этого праздника "овсень" --  от  "о-весень"). За этим  праздником следовали другие в  честь  того же солнца --  проводы зимы, встреча   весны  ("красная  горка"),   проводы  лета   (праздник  "купалы"). Одновременно шли  праздники и  в воспоминание  об  умерших,  носившие  общее название тризн. Была  весенняя тризна по предкам  -- "радуница",  был летний праздник "русалий", такого же поминального характера. Обряды, сопровождавшие языческие праздники, пережили самое  язычество. Они удержались в народе даже до нашего времени и были  приурочены  к  праздникам христианского календаря: коляда-- к Святкам, проводы зимы -- к масленице, красная горка и радуница -- к Святой и Фоминой неделям, "купала" и русалий -- к Иванову дню.  

 

Другие записи

10.06.2016. Удельный быт Суздальско-Владимирской Руси
     Определив  наше  отношение  к вопросу о  татарском  влиянии,  мы  можем обратиться к изучению основных отличий общественного быта в период удельный. Это --  период,  в который северо-восточная…
10.06.2016. Последствия принятия Русью христианства
     Внешнее устройство  церкви  в древней  Руси. Крещение  Руси не  следует представлять   себе  как  простую  перемену  верований.  Христианство,  став господствующей  религией  на  Руси,  выразилось …
10.06.2016. Первоначальный быт русских славян
     Мы познакомились с  теми  известиями о  славянах, которые позволяют нам сказать, что русские до начала самобытного политического существования имели несколько веков примитивной жизни. Древние писатели…
10.06.2016. Русские славяне и их соседи
     Что  касается до славян,  то древнейшим  местом их  жительства в Европе были, по-видимому, северные  склоны Карпатских  гор, где славяне  под именем венедов,  антов  и склавен были известны еще …
10.06.2016. Псков
     Псков,   один   из   пригородов  Новгорода,   расположенный  на   конце новгородских владений, на границе  Руси  и  Литвы,  по  соседству с немцами, играл роль передового русского поста на Западе…