Серебряный век русской культуры

 На грани веков в столкновении противоположных течений и направлений - реализма и модернизма возникло то уникальное явление, которое вошло в историю мировой культуры под названием "серебряный век" русской литературы и искусства. Творцы культуры, теснейшим образом связанные с глубокими исканиями русской философской мысли, делали удивительные открытия в духовной сфере, развивали уже возникшие направления в искусстве и создавали совершенно новые. Отказавшись от продолжения традиций и пройдя в последней трети XIX в. через увлечение натурализмом, многие художники обратились к индивидуализму, "чистому искусству", стремясь постичь идеальную сущность мира.
Их интересовали "скрытые реальности", невидимые, внутренние механизмы бытия, они уходили от наглядности, от похожести, увлекаясь поиском новых выразительных форм и средств, создавая "искусство для искусства". Искания эти обернулись глубокой трагедией лучших представителей интеллигенции, которая в этот переломный исторический момент перестала определять направление духовного развития русского общества, оторвавшись от уровня понимания подавляющего большинства полуобразованных масс.
Вместе с тем парадоксальным явлением, характерным для кризисного периода истории, стало то, что даже те направления, течения и группы в искусстве, которые демонстративно избегали какой-либо социальной и политической направленности, непременно оказывались в центре кипящих политических страстей и причислялись к выразителям оппозиционных настроений в обществе.
Живым символом единства русской классической литературы XIX в. и русской литературы начала XX в. стал Л. Н. Толстой. В последнюю пору своей жизни он выступает как проповедник и моралист, а его мучительные нравственные и социально-философские искания обретают форму собственного этического учения - "толстовства". Стержнем этого учения стало самосовершенствование человека и непротивление злу насилием, своеобразная утонченная религия, завоевавшая множество сторонников и последователей как в России, так и за ее пределами.
Этические воззрения Толстого находят свое выражение не только в литературных произведениях этого периода ("Живой труп", "После бала", "Хаджи-Мурат"), но и в его публицистике. Огромный общественный резонанс имела статья Толстого "Не могу молчать!" (1908). В ней Лев Николаевич гневно протестовал против жестокости правительства, широко применявшего смертную казнь для подавления революционных выступлений.
Рядом с гигантской фигурой Толстого в литературе этого периода стоят А. П. Чехов, А. ^1. Куприн, И. А. Бунин, продолжавшие классические традиции русского искусства. Современники склонны были видеть в их творчестве выражение общедемократических идеалов, независимо от желания и намерений самих авторов.
А. П. Чехов (1860-1904) в 1901-1904 гг. создал пьесы, ставшие мировой классикой - "Три сестры" и "Вишневый сад". В них Чехову удалось передать особую тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия неизбежных перемен, охватившую все русское общество. Чеховский театр - это достояние мировой культуры, постоянный источник вдохновения актеров, и режиссеров.
В начале века в полной мере раскрывается большой и самобытный талант А. И. Куприна (1870-1938). Широкий успех принесла ему повесть "Поединок" (1905). Исключительная наблюдательность, "жадность к жизни", мастерское умение Куприна воспроизводить жизнь во всей конкретности и многообразии, поэтичность и богатство его литературного языка - .все это сразу завоевало признание современников.
Сверстник и друг Куприна И. А. Бунин (1870-1953) вошел в литературу как выдающийся прозаик и замечательный поэт. Блестящий стилист, в котором видели наследника Тургенева, тонкий и одухотворенный певец природы, Бунин главной своей темой сделал сельскую Русь, крестьянскую и дворянскую.
Как продолжатель традиций демократической литературы, дебютировал еще один крупный писатель эпохи - беллетрист и драматург Леонид Андреев (1871-1919). Страстным осуждением безумия войны стал его рассказ "Красный смех" (1904), получивший огромную известность среди современников. После первой русской революции обозначился заметный поворот писателя к родственным декадентству тенденциям. Мистически-философский характер созданных им в это время многочисленных аллегорических трагедий "Жизнь человека", "Царь голод", "Анатэма" стал и проявлением пессимистического миросозерцания художника.
Популярным писателем стал в эти годы Федор Сологуб (Ф. К. Тетерников, 1863-1927), в творчестве которого причудливо сочетались черты модернизма и реализма.
Совершенно особое место в русской литературной жизни начала века занимает Максим Горький (А. М. Пешков, 1868-1936). В 1900 г. он так формулирует для себя задачу литературы и искусства: "Запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного-благородного... пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни - самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое, и что кроме его - нет ничего достойного внимания". Вскоре М. Горький сближается с российскими социал-демократами; яркость, романтизм и художественная неповторимость его первых, "босяцких" рассказов уступает место громким призывам к буре, преклонению перед революцией. В печати появляются произведения, которые обозначают зарождение литературы так называемого социалистического реализма. Сам Горький это направление определял как "реализм людей, которые изменяют, перестраивают мир, реалистическое образное мышление, основанное на социалистическом опыте". Радикально настроенная часть общества с восторгом восприняла знаменитую "Песню о Буревестнике" и провозгласила Горького глашатаем революции.
Большое влияние на Горького оказало его знакомство с Чеховым, который посоветовал ему попробовать свои силы в драматургии. В 1901 г. появляется пьеса "Мещане", в 1902 г. - "На дне", в 1904-1905 гг. - "Дачники", "Варвары", "Дети солнца". Поставленные Малым художественным театром, они шли с неизменным успехом, чему способствовали и талант автора, и явно прослеживаемая чеховская традиция. В годы, предшествовавшие первой революции, Максим Горький возглавил издательское товарищество "Знание". С 1904 г. начали выходить сборники товарищества, в которых, помимо произведений Горького, увидели свет сочинения Л. Андреева, А. Куприна, И. Бунина, В. Вересаева, Н. Телешова и др.
Наиболее ярким модернистским течением в искусстве первого десятилетия нового века был символизм. Возникший в 80-е гг. XIX в. как направление французской литературы (Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и др.) символизм нашел приверженцев во многих странах Европы, постепенно превратившись в многогранное художественное и философское движение, при этом определяя своим сторонникам не только творческие принципы, но и стиль жизни. Он оказал влияние не только на литературу, но и на живопись, музыку, театральное искусство.                
В 90-е гг. в это общеевропейское течение свежим потоком вливается волна русского символизма. В России публикуются литературные манифесты Н. Минского "При свете совести" и Д. С. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы", выходят в свет три небольших сборника стихотворений "Русские символисты", представившие публике поэтическое творчество В. Я. Брюсова, публикуются произведения К. Д. Бальмонта, Ф. Сологуба, 3. Н. Гиппиус.
Русский символизм возник как реакция на позитивизм, гражданственность в искусстве, натуралистичность и описательность изображения, которым он противопоставил "мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности".
Наивысший творческий взлет русскому символизму суждено было пережить в начале века, когда в литературу вступила новая плеяда поэтов-"младосимволистов": А. Белый, А. А. Блок, В. И. Иванов, Иннокентий Анненский, М. Волошин. Они не приняли самодовлеющего эстетизма, крайнего субъективизма и пессимизма символистов старшего поколения, отстаивали идею творчества как служения высшему началу. Завершение исторического цикла, рождение нового столетия они воспринимали не как предвестие торжества хаоса, а как символ грядущего преображения мира', преддверие новой жизни в вечности, духовного преображения.
Вера в непреходящую ценность человеческого духа стала стержнем философских и художественных исканий символистов "второй волны".
Самым последовательным и убежденным сторонником символизма и его теоретиком был Андрей Белый (Б. Н. Бугаев, 1880-1934). Символизм для него с самого начала был не просто художественным направлением, литературной школой, он воспринимался как образ мышления и образ жизни.
В 1904 г. крупный успех пришел к величайшему поэту начала века А. А. Блоку (1880-1921), когда вышел в свет сборник его лирики "Стихи о Прекрасной Даме".
Блок вступил в литературу как поэт-символист. Огромный след в судьбе и творчестве А. Блока оставила первая русская революция, в которой он увидел "лицо проснувшейся жизни". Поэт приходит к убеждению, что художник может жить только "ритмами действительной жизни - страстью и трудом". Это означало фактический разрыв с символизмом, не только идейный, но и личный (с давним другом и единомышленником А. Белым). Относящиеся к этому периоду стихи Блока несут печать трагических противоречий эпохи, в них - дыхание грядущих исторических, социальных и житейских бурь.
Русское изобразительное искусство на рубеже веков и в первые десятилетия XX в. переживало период бурного расцвета. Эти годы отмечены сосуществованием противоположных художественных направлений: с одной стороны, реалистического, продолжавшего традиции академической живописи XIX в. и народнических пристрастий передвижников, и авангардного, обращенного к духовным исканиям и развивавшего новаторские формы - с другой.
Среди художников-реалистов первое место принадлежит И. Е. Репину (1844-1930). До 1907 г. он преподает в Академии художеств. Находясь в зените славы, Репин получает официальный заказ на создание картины "Торжественное, заседание Государственного совета" (1901-1903). Написанная при участии Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова, картина стала крупным явлением в искусстве.
Интереснейшей фигурой в поколении художников, творивших в конце XIX столетия, был ученик Репина В. А. Серов (1865-1911). Начав как член Товарищества передвижных выставок, он затем, примкнул к "Миру искусства". Он был великим портретистом (портреты Александра III, Николая II, М. И. Ермоловой). Крупнейшим произведением Серова стала картина "Петр I" (1907).
Плодотворным периодом стали эти годы и в творчестве другого замечательного художника - М. А. Врубеля (1856-1910), работы которого удивительно близки символистской поэзии. Причудливый сплав реального и фантастического в его полотнах, совершенство необычных красочных гармоний производили огромное впечатление на современников, хотя появление каждой новой его картины вызывало шумные споры. В 1900 г. Врубель завершил работу над удивительно поэтичной "Царевной-Лебедь", навеянной оперой Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". А в 1902 г. появляется один из наиболее известных вариантов на тему, которая владела художником неотступно на протяжении почти двадцати лет - "Демон поверженный".
Заметную роль в развитии русского изобразительного искусства начала века играло объединение "Мир искусства". Оно оформилось в самом конце XIX в. вокруг группы, занимавшейся изданием журнала "Мир искусства" и организацией выставок, проходивших под тем же названием. Основателями и руководителями этого объединения были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев. Полного идейного единства среди членов "Мира искусства" не существовало, но в целом- объединение строилось на отрицании эстетики русских демократов второй половины XIX в. и передвижничества, которое обвинялось в "направленстве", "подчинении живописных задач идейно-общественным". "Мирискусники" провозгласили отказ от иллюстративности и повествовательности, защищая "искусство для искусства". Художники "Мира искусства" свободно обращались с формой и цветом, заметно увлекались символикой и прошлым, особенно XVIII в. и началом XIX в. При этом современники отмечали присущие именно "мирискусникам" "ретроспективную мечтательность" и утонченный эстетизм.
К наиболее ярким художникам "Мира искусства" относится К. А. Сомов (1869-1939). Сомов оставил много картин любимого им "ретроспективно-галантного жанра", пронизанных мягкой иронией ("Вечер", 1902), немало пейзажей и выразительных портретов ("Блок", 1907), о которых было замечено, что они близки символистской литературе того времени.
Музыкальное и исполнительское искусство в первые годы нового столетия находилось на подъеме во многом благодаря творчеству тех музыкантов, которые прославились еще во второй половине XIX в. Лидерство среди них по праву принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову (1844- 1908). В этот период он много работает с коллективами Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Мариинского театра и создает такие оперные шедевры, как "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок". В мае 1907 г. Римский-Корсаков дирижировал первыми Русскими историческими концертами, организованными С. П. Дягилевым в Париже.
Важное место в плеяде композиторов занимает любимый ученик П. И. Чайковского С. И. Танеев (1856-1915). В этот период он стоял в центре музыкально-общественной жизни страны. Танеев создал композиторскую школу, воспитал много музыковедов, дирижеров, педагогов.
Необычайно многогранно проявились в эти годы дарования С. В. Рахманинова (1873-1943). Виртуозный пианист, оперный и симфонический дирижер, композитор, он обретает мировую известность и славу. Настроениями радостного ожидания грядущих перемен пронизаны многие из наиболее значительных и ярких произведений композитора этих лет: кантата "Весна" на слова Н. А. Некрасова ("Идет-гудет зеленый шум..."), оперы "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини", великолепная Вторая симфония.
С. В. Рахманинов много выступает с концертами в городах России и за рубежом; Зимой 1909/10 г. совершает большое концертное турне по США и Канаде и завоевывает мировое признание как величайший пианист современности.
В полной мере проявляется в эти годы удивительная самобытность другого великого ученика Танеева - композитора и пианиста А. Н. Скрябина (1871-1915). В 1905 г. в Париже состоялось исполнение его Третьей симфонии - "Божественной поэмы", ставшей для многих подлинным открытием Скрябина, наиболее полным и последовательным выражением его философской программы. В "Божественной поэме" нашел воплощение неповторимый индивидуальный стиль Скрябина.
На 1904-1910 гг. приходится новый этап в творческой жизни композитора, когда окончательно выкристаллизовывается его оригинальная романтико-идеалистическая концепция. Все свою деятельность Скрябин подчиняет созданию воображаемой "Мистерии", цели которой далеко выходят за рамки музыкального искусства. Новые художественные задачи приводят композитора к радикальной реформе стиля. Главным произведением этого периода творчества и подлинАым событием в мире музыки стала "Поэма экстаза".
В 1909-1910 гг. А. Н. Скрябин создает "Поэму огня" ("Прометей"). Имя античного героя символизирует здесь, по мысли автора, "активную энергию вселенной", "это - творческий принцип, огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль". Скрябин-пианист был неповторимо-вдохновенным интерпретатором собственных произведений.
1909 г. стал поворотным в творчестве тогда еще начинающего композитора И. Ф. Стравинского (1882-1971). После петербургской премьеры его "Фантастического скерцо" присутствовавший на концерте С. П. Дягилев предложил ему написать балет "Жар-птица" для Русских сезонов в Париже. Первое исполнение балета, поставленного М. М. Фокиным, с огромным успехом прошло в 1910 г. В том же году Стравинский начинает вместе с Н. К. Рерихом писать либретто "Весны священной", а осенью приступает к работе над балетом "Петрушка".
К началу XX в. русская архитектура переживала период расцвета, связанного с появлением нового стиля - модерна. В целом для него были характерны асимметрия и закругленность линий, свободная планировка и пластичность форм, активное применение новейших методов строительной' техники и материалов - железобетона, стали, стекла. В то же время с модерном связано было широкое использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры в украшении фасадов и интерьеров. Модерн стал господствующим стилем наступившего столетия, преобразившим облик многих городов России. Наиболее последовательное развитие русский архитектурный модерн получил в Москве. Постройки, выполненные в этом стиле, разбросаны по всему историческому центру города. К наиболее значительным архитектурным памятникам модерна в Москве относится построенная в 1899-1903 гг. архитектором Л. Н. Кекушевым по проекту В. Ф. Валькотта гостиница "Метрополь". Ее украшает огромное майоликовое панно, выполненное по великолепной работе М. А. Врубеля "Принцесса Греза". В стиле модерн работал знаменитый русский архитектор Ф. О. Шехтель. По его проектам возведены роскошный особняк фабриканта С. П. Рябушинского у Никитских ворот, здание Ярославского вокзала и здание МХАТа.
Поиски нового были характерны и для начавшегося возрождения традиций неоклассицизма. Особенностью этого стиля являлось стремление архитекторов, используя традиции прошлого, принципиально изменить внешний облик здания, создав контраст между ним и функциональным назначением постройки. Наиболее видным представителем русско-византийского, или неорусского стиля, ориентировавшегося на средневековое русское и народное зодчество, был А. В. Щусев. Ему принадлежат проекты Марфо-Мариинской обители и Казанского вокзала в Москве. С этим течением неразрывно связано имя В. Н. Васнецова, среди архитектурных работ которого наиболее известен фасад Государственной Третьяковской галереи.
Театральное искусство в России на рубеже веков и эпох также переживало стадию напряженных творческих поисков и исканий.
На Олимпе драматической сцены в России по-прежнему находились императорские (государственные) московский Малый и петербургский Александрийский.театры, чьи афиши в это время украшали имена М. Н. Ермоловой и В. Ф. Комиссаржевской. Однако в начале XX в., находясь под бдительным контролем придворного ведомства и официальной цензуры, оба театра переживали серьезный творческий и репертуарный кризис.
Осенью 1898 г. постановкой ранее запрещенного спектакля "Царь Федор Иоаннович" состоялось открытие первого демократического Московского Художественного общедоступного театра (МХТ) под руководством выдающихся новаторов сценического искусства К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Благодаря утвердившемуся на сцене этого театра глубочайшему психологическому реализму, а также единству режиссуры и актерского ансамбля МХТ быстро удалось завоевать широкое признание и авторитет среди демократической общественности. Ставили пьесы А. П. Чехова, М. Горького, А. Н. Островского, зарубежных драматургов - Г. Ибсена, К. Гамсуна, М. Метерлинка. В первом составе труппы МХТ выступали такие выдающиеся мастера сцены, как О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др. Театр стал вскоре одним из важнейших духовных центров новой эпохи не только отечественного, но и мирового искусства.
В 1904 г. под руководством В. Ф. Комиссаржевской, порвавшей с казенной сценой в период революционного подъема, в Петербурге был создан Драматический театр. Экспериментальный характер носили также театральные постановки вышедших из школы МХТ Е. Б. Вахтангова и модернистские спектакли В. Э. Мейерхольда. Попыткой приблизить театр к простым рабочим людям стало создание при Литовском народном доме в 1903 г. актерской труппы под руководством П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской, через два года преобразованной в Общедоступный передвижной театр, гастролировавший по всей России.
Одновременно с драматическим театром в России бурный подъем переживал и музыкальный театр, искусство оперы и балета.
В конце XIX в. особой известностью пользовалась Московская частная русская опера, созданная крупнейшим меценатом С. И. Мамонтовым, а с 1904 г. ее своеобразным, продолжением стала частная опера С. И. Зимина.      
На сцене императорских театров - Мариинского в Петербурге и Большого в Москве в заглавных партиях опер М. Мусоргского, М. Глинки, А. Даргомыжского и Ш. Гуно блистал в начале века великий русский бас Ф. И. Шаляпин.
В расцвете творческих сил находились выдающийся балетмейстер-новатор М. Фокин, стремившийся в своем творчестве преодолеть академизм и создавший для великой русской балерины Анны Павловой этюд "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, а также А. А. Горский, который на протяжении первой четверти XX в. бессменно руководил балетной труппой Большого театра.
Русский музыкальный театр получил широкое международное признание благодаря деятельности выдающегося деятеля отечественной культуры С. П. Дягилева, организовавшего знаменитые Русские сезоны сначала в Париже, а затем в других столицах Европы. Гастроли его антрепризы с участием лучших русских мастеров оперы (Ф. И. Шаляпин, Д. А. Смирнов, И. А. Алчевский) и балета (А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина) имели огромный успех в самых разных уголках мира.
Огромной популярностью среди городского населения пользовался появившийся в России на рубеже веков кинематограф. К 1903 г. относится появление первых стационарных кинотеатров - "иллюзионов" и "электротеатров". Первый же киносеанс состоялся в Петербурге в саду "Аквариум" в мае 1896 г. С этого времени число кинематографических представлений стремительно растет. Наибольшее развитие кинопроизводство получило в Москве и было неразрывно связано с именем А. А. Ханжонкова, основавшего в 1904 г. первую в России кинофабрику и построившего два кинотеатра, в том числе знаменитый московский "Художественный". В 1908 г. он снял свой первый игровой фильм "Понизовская вольница". Наиболее известным является полнометражный иг-ровой фильм "Оборона Севастополя" (1911), поставленный В. М. Гончаровым и А. А. Ханжонковым.
Второе десятилетие XX в. отмечено бурным ростом кинопроизводства в России. Если в 1910 г. кинопромышленность выпустила всего 30 фильмов, то в 1914 г. их количество составило 330. На российских экранах блистали звезды отечественного кино - Вера Холодная, Витольд Полонский, Владимир Максимов, Иван Мозжухин и др. Более ста фильмов отснял в этот период режиссер П. И. Чердынин, и все они пользовались большим коммерческим успехом. В дальнейшем кинематограф в России стал поистине "важнейшим из всех искусств".

Другие записи

10.06.2016. Система образования. Печать.
 Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это…