Система образования. Печать.

 Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными идейно-нравственными исканиями, которые привнесли в общественное и художественное сознание России совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как время духовного ренессанса и серебряного века.
На рубеже XX в. бурный рост промышленного производства, основанного на новых технологиях, порождал потребность в развитии всей системы образования в России. Однако с конца 90-х гг. XIX в. до 1913 г. уровень грамотности возрос от 21% до 31%? Крестьянское население страны в основной массе оставалось неграмотным. В царствование Николая II правительство предпринимало усилия для расширения сети начального и среднего образования. Так, если в 1894 г. насчитывалось до 32 тыс. начальных учебных заведений, то к 1915 г. в России их действовало уже около 124 тыс. Наиболее распространенными из них являлись сельские одноклассные и двухклассные земские училища с 3- и 5-летним сроком обучения, а также аналогичные по программе церковноприходские училища. В городах же действовали высшие  начальные училища. Наконец, общее среднее образование в империи давалось в рамках 8-летних классических мужских и женских гимназиях и прогимназиях с сокращенными по срокам и по программе курсами по сравнению с гимназическими. Изменившиеся условия в экономике страны потребовали от царского правительства внесения корректив в программы обучения как в гимназиях" так и в 7-классных реальных и технических училищах рассчитанных на получение технического образования, а с 1896 г. на средства кругов торгово-промышленной буржуазии создавались частные коммерческие училища, число которых к 1913 г. достигло 250.
Большую роль в деле ликвидации неграмотности, особенно среди городского населения, сыграли различного рода внешкольные формы народного просвещения, среди которых помимо воскресных школ, на рубеже веков получили распространение рабочие курсы и "народные дома", создаваемые на частные средства. Наиболее яркими примерами могут служить Пречистенские рабочие курсы владелицы Тверской мануфактуры В. А. Морозовой (1897), Лиговский народный дом графини С. В. Паниной (1903) в Петербурге. С 1906 г. по инициативе передовой профессуры возникли народные университеты, наибольшую известность из которых получил университет А. Л. Шанявского (1908).
В системе высшей школы царской России в предреволюционную эпоху насчитывалось около 120 вузов, причем свыше 60 являлись государственными (в том числе 10 университетов и 15 инженерно-промышленных вузов). Остальные же были либо общественными, либо частными. Численность студентов на протяжении правления Николая II постоянно росла: если в 90-х гг. XIX в. в вузах училось около 35 тыс. человек, то к 1915 г. насчитывалось свыше 125 тыс. человек. Заметно менялся социальный состав студентов (уменьшился удельный вес выходцев из дворянско-чиновничьих слоев и увеличилось число студентов из купеческой и мещанско-крестьянской среды). К 1917 г. в России действовало более 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений. Дальнейшее развитие получило высшее женское образование: в стране было открыто около двух десятков частных высших женских курсов. После первой русской революции власти были вынуждены вновь пойти на некоторую либерализацию во внутреннем самоуправлении высшей школы: были разрешены выборы ректоров и деканов, а также легализована деятельность студенческих организаций.
Большое значение .в общественно-политической и  культурной жизни России приобретала периодическая печать. Ее освобождение от предварительной цензуры в |период первой русской революции, а также широкое развитие коммерческих изданий способствовало резкому  увеличению количества газет и журналов самых разных  направлений. Так, если в конце XIX в. выходило всего  105 газет, то в 1913 г. их насчитывалось уже 1158, издаваемых на 25 языках. Среди журналов особую популярность в начале века приобрели еженедельники. Наряду с ;
издававшейся с 1870 г. А. Ф.. Марксом иллюстрированной "Нивой" стал выпускаться знаменитый "Огонек"  С. М. Проппера, а также литературно-художественные издания "Мир искусства", "Старые годы", "Аполлон",  "Столица и усадьба" и др. Среди "толстых" журналов особым авторитетом пользовались либеральный "Вестник Европы", народнические "Русское богатство" и "Заветы", кадетский "Русская мысль", марксистские "Научное обозрение", "Мир божий" и "Просвещение".
Огромную роль в распространении знаний и просвещении широких народных масс играли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И; Д. Сытин, выпускавшие большими тиражами научные; художественные и дешевые популярные книги для народа.