Искусство каменного века

 Развитие музыкальной культуры в начале XIX в. опиралось на традиции камерно-вокальной музыки конца XVIII в. Важное место в ней принадлежало романсам А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, М. И. Глинки и других композиторов. Русский романс стал той музыкальной формой, на основе которой создавалась национальная русская опера.       
Произведения М. И. Глинки (1804-1857): романсы, симфонические произведения, оперы "Жизнь за царя" (1836), "Руслан и Людмила" (1842) положили начало классическому периоду в русской музыке. Самобытным композитором, новатором был А. С. Даргомыжский (1813-1869), автор романсов, оперы-балета "Торжество Вакха", опер "Эсмеральда", "Русалка" (1855).
В начале XIX в. в живопись наряду с классицизмом с его мифологическими и библейскими сюжетами пришло романтическое ^направление, представители которого проявляли большой интерес к личности и внутреннему миру человека. Это обстоятельство обусловило развитие портретного жанра. Замечательную галерею портретов создали О. А. Кипренский (портреты Жуковского, Пушкина), В. А. Тропинин ("Кружевница", "Гитарист", портрет Пушкина), В. Л. Боровиковский ("Портрет А. И. Безбородко с дочерьми"). В 20-е гг. появляются картины А. Г. Венецианова, который одним из первых художников обратился к изображению простых людей и теме сельского быта ("На пашне. Весна").
Крупнейшим представителем академической школы живописи были К. П. Брюллов (1799-1852) и А. А; Иванов (1806-1858). Особую известность получили картина Брюллова "Последний день Помпеи" (1833) и его серия парадных портретов. Главной картиной А. А. Иванова стала "Явление Христа народу", над которой он работал 20 лет. Новые идеи принес в бытовой жанр П. А. Федотов (1815-1852), создавший полотна "Свежий кавалер", "Сватовство майора" и др.
Русская монументальная скульптура, развивавшаяся под знаком классицизма, на рубеже XVIII и XIX вв. переживала новый подъем. Она представлена произведениями М. И. Козловского (памятник А. В. Суворову в Петербурге) и И. П. Мартоса, по проекту которого в 1818 г. в Москве был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. В 1841 и 1850 гг. на Аничковом мосту в Петербурге устанавливает свои знаменитые группы "Укротители коней" скульптор И. А. Клодт (1805-1867). Ему принадлежит и памятник И. А. Крылову в Летнем саду (1855). В 1834 г. на Дворцовой площади Петербурга была возведена Александровская колонна по проекту О. Монферрана. Автором увенчавшей колонну скульптуры был В. А. Орловский, создавший также памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли у Казанского собора.
В русской архитектуре в первой половине XIX в. на смену барокко приходит классицизм. Эпоха правления Александра I и Николая I стала периодом расцвета русского ампира - одной из разновидностей классицизма, использовавшей массивные, подчеркнуто монументальные формы в сочетании с богатым декором, в котором преобладали военные эмблемы и орнаменты. Опиравшийся на художественное наследие императорского Рима, греческой архаики и Древнего Египта, этот стиль служил воплощением идеи величия государственной власти и воинской славы. В стиле ампир возводятся в основном здания правительственных учреждений, театры, Право-364
славные храмы. В Петербурге строятся Горный институт и Казанский собор (А. Н. Воронихин), Адмиралтейство (А. Д. Захаров), новые здания Сената и Синода, здания Главного штаба и Александрийского театра (К. И. Росси). В Москве в это время была построена Голицынская больница (М. Ф. Казаков), восстановлено здание Большого театра, возведена Триумфальная арка в честь победы в войне с Наполеоном (О, И, Бове). Д. И. Жилярди перестраивает здание Московского университета, пострадавшее во время пожара. В творчестве архитектора К. А. Тона, работавшего в Москве в 40-е гг., находит воплощение новый архитектурный стиль - "русско-византийский". По проектам Тона были возведены Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата. Венцом творчества Тона явился проект грандиозного храма Христа Спасителя, осуществленный в 1837-1889 гг.

Другие записи

10.06.2016. Литература и театр
 В художественной литературе начало XIX в. было, по словам Белинского, "карамзинским периодом". Сентиментализм Карамзина и его последователей пробудил интерес к "естественному" человеку, его душевным переживаниям,…
10.06.2016. Наука
Для русской науки начало XIX в. стало периодом подготовки кадров, накопления знаний, знакомства с европейскими достижениями, расширения научной терминологии.                 -Большую роль в развитии науки…
10.06.2016. Образование
 В начале XIX в. была перестроена система народного образования. В основу преобразований легло принятое в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений. Европейская часть страны была разделена на шесть…